Найти тему

"Русс, нихт шиссен!.."

4,3K прочитали
 В конце второй декады августа 1942 года командование Западного фронта (Г. К. Жуков) приступило к практической подготовке контрудара 3-х левофланговых армий в районе Козельск-Сухиничи.

В конце второй декады августа 1942 года командование Западного фронта (Г. К. Жуков) приступило к практической подготовке контрудара 3-х левофланговых армий в районе Козельск-Сухиничи. Немецкая группировка в том районе представляла из себя в основном части и соединения 2-й танковой армии. Эта группировка войск продолжала в тот период попытки продвинуться вперед в рамках продолжающейся операции "Смерч".

Почти всю вторую декаду августа 1942 года 192-й танковая бригада (ТБр) вместе с другими частями 61-й армии вела бои против наступающих немецких частей. В основном бригада действовала в районе Сметская-Кумово. К вечеру 19 августа 1942 года 192 ТБр была выведена в армейский резерв и сосредоточилась в районе населенных пунктов Ямный, Кузнецово к юго-западу от Белева.

Начало истории про Степку, который воевал в 192-м мото-стрелково-пулеметном батальоне, входившим в состав 192-й танковой бригады, можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.

Два взвода 192-го мото-стрелково-пулемётного батальона и разведывательный взвод роты управления танковой бригады под командованием начальника Особого Отдела танковой бригады были направлены для участия в войсковой операции по нейтрализации немецкой разведгруппы. Группа была обнаружена в районе планируемого сосредоточения войск для планируемой наступательной операции. Войсковая операция по нейтрализации немецкой разведгруппы готовилась в спешке и имела целью не допустить раскрытия противником факта выдвижения из резерва к фронту 3-й танковой армии. Эта армия через несколько дней должна была принять участие в планировавшемся в этом районе контрударе вместе с 16-й и 61-й армиями.

...Сержант-пограничник, пытался разглядеть ещё что-то важное в группе немецких разведчиков через Степкин "полу-бинокль", морщился при этом от боли. Четверо тёмных силуэтов сидели вокруг почти невидимого костра, разведенного видимо в ямке, и занимались тем, что на армейском языке назвалось "приёмом пищи". Степка таращил глаза в том же направлении и прошептал:

- Товарищ сержант, а Баба-то больше не беременная...

- Глазастый!.. Это у неё типа рация в животе была. Усёк? Собаки тоже нет...

- А зачем им вообще эта собака, товарищ сержант?

- Она у них обученная... Помнишь днём в телеге лежала и ни гу-гу?.. Да, надо нам до утра как-то продержаться. Надеюсь, твой взводный уже доложил о группе и по нашим следам усиление отправили или вот-вот отправят. Твой взводный вроде парень решительный и инициативный, а?..

Степка согласно кивнул и спросил:

- А если Дед сейчас с концами уйдёт и мы его потеряем?..

Сержант мотнул головой:

- Не... Они же не идиоты. Понимают, что их обнаружили и скоро стреножат... Но на что-то они всё-таки надеются и чего-то ждут. Понять бы, чего...

Среди членов разведгруппы возникло какое-то движение и до наблюдавших за ними донеслись обрывки резких слов. Между двумя или тремя разведчиками возникла потасовка, другие бросились их разнимать. Вскоре все угомонились, а Степка не удержался и спросил:

-Чего это они?..

Пограничник усмехнулся:

- Видать, из-за Бабы...

- Как это?.. Сейчас?..

Сержант вздохнул, опять поморщился и продолжил:

- Бабы, орёл, бывают всего двух видов. Одни умеют вызывать у мужиков чувство жалости, другие - чувство вины. И делают то, что умеют лучше, везде и всегда... Усёк? Эта, видать, из второго вида, но перестаралась... Ну, ладно, сейчас не об этом... Это так, шутка юмора... Да и рано тебе поди про баб-то слушать?..

Степка понимающе шмыгнул носом. Сержант продолжил:

- Скорее всего, это от таблеток так выворачивает их нутро... Есть у них такая гадость, принимают, чтобы не спать несколько суток подряд и быть, "как стёклышко". Забыл, как называется... Я один раз тоже попробовал... Надо было... Так потом на брата родного хотелось переть, чуть командира своего не покалечил... Давай, дуй к своим орлам. И присылай кого-то ко мне на смену. Лучше этого, который травки в рану клал. Пусть снова найдёт и положит... Скоро луна выйдет, чуть светлее будет... А то что-то в руке опять затокало и жаром горит... Самим отдыхать два часа. Или до тревоги... Потом смена будет.

Стёпке показалось, что он только успел положить голову на кочку с мхом и закрыть глаза, как его уже толкнули в бок. Рядом похрапывал Вилор. Пётр зашептал Стёпке в ухо:

- Тревога! Сержант приказал всем выдвигаться!.. Вернулся Дед с ещё одним и рацию принесли... Их оказывается шестеро!..

До сержанта они втроём добрались быстро и сравнительно тихо. Разведчиков у потухшего костерка опять было только четверо. Пограничник выдал следующую диспозицию:

- Петр остаётся здесь. Задача: наблюдать и не обнаружить себя. Если группа начнёт движение, следовать за ними и только... Вот тебе ещё одна граната на всякий... Справишься?

- Так точно!

Сержант обернулся к Стёпке и Вилору:

- Вы оба - за мной! И тихо! Дед что-то затевает и опять двинул туда...

Сержант махнул рукой в темноту леса и со стоном стал подниматься. К удивлению Степки, они направились вроде бы совсем в другую сторону. Но навыки ориентации пограничника в лесу могли выдержать любую критику, поэтому оба "орла" следовали за ним, не задумываясь, стараясь только создавать при этом меньше шума. На каждый "неуставной" звук, который издавали их шаги, сержант оборачивался и показывал кулак.

В пути прошло около часа, в лесу стало немного светлее. Вышли они на границу лесной поляны и "замерли" по приказу сержанта. На поляне Дед с помощником бегали и поджигали небольшие костерки. Между ними носилась маленькая собачка. Костерков в итоге оказалось шесть, какую фигуру они изображали, разглядеть не удалось. Но судя по тому, что уже через несколько минут над поляной раздался звук авиационного мотора, фигура из костров была выложена правильно.

Пограничник взглянул на светящийся в темноте циферблат своих часов и пробурчал:

- Смотри-ка, как у фрицев до сих пор всё точно... Ну, эта точность их и погубит.

Стёпка успел заметить, что на часах было "три-тридцать".

Ещё через пару минут небольшой одномоторный самолёт с крыльями, расположенными над кабиной, стал заходить на посадку над поляной. На крыльях и на фюзеляже отчётливо чернели кресты. Мотор пилот полностью не заглушил, вылез из кабины и стал что-то проверять в моторе, подсвечивая себе фонариком. Из кабины самолёта вылез ещё один человек в шлемофоне и в кожаной куртке. Между ним и Дедом состоялся следующий разговор. Дед, приложив два пальца к своему картузу, пробурчал:

- Капитан, вы за очередным крестом прилетели?

Названный капитаном протянул Деду плоскую фляжку:

- Вот, успокойте нервы, ротмистр! Если вы ещё помните, я тоже могу управиться с этим "аистом"... Как рана? Документы при вас?

Дед приложился к фляжке:

- Терпимо... А где же им ещё быть? Помогите лучше забраться... Кстати, хороший коньяк!..

Помощник Деда бегал по поляне и затаптывал догорающие костры. Собачка смирно сидела у ног Деда и тихо поскуливала. Капитан кивнул на двигающуюся по поляне фигуру и спросил:

- Не жалко их тут оставлять?

Дед снова приложился к фляжке:

- Вы же ещё обучите... В лагерях много пленных, как говорится, на наш век хватит, хе-хе-хе...

Капитан кивнул и обратился уже к собачке:

- Ну что, Штраус, полетели?

Штраус в ответ завилял хвостом. Капитан стал помогать Деду забраться в кабину. Пилот всё ещё копался в моторе. Из-за шума работающего мотора затаившемся в нескольких десятках метрах бойцам были слышны только отдельные реплики и слова из разговора двух разведчиков. Сержант выдал следующую диспозицию:

- Открывайте огонь после моего выстрела, стреляйте только в самолёт, стараясь попасть по кабине... После каждого выстрела перекатом влево на два-три метра... Всё ясно?

Степка и Вилор попытались возражать:

- А зачем "перекатом"-то?

- А может их гранатами?..

- А затем, что сдаётся мне у них снайпер на той стороне полянки где-то есть... И гранату он даже кинуть не даст... Да и не докинуть её... Так что разговоры прекратить! Рассредоточились быстро!

Дед уже устроился в кабине, капитан передал ему собачку. Пилот добавил оборотов двигателю и стал разворачивать самолёт в обратную сторону. Два выстрела самозарядной винтовки пограничника прозвучали очень быстро один за другим. Залезающий в кабину пилот схватился сначала за руку, а затем за ногу, охнув "майн гот". Винтовка, доставшаяся сержанту по наследству, била оказывается немного со смещением вправо. Пилота всё-таки затащили в кабину. После ещё двух выстрелов оставшийся на поляне разведчик взмахнул руками и упал. Степка выстрелил в кабину самолёта, передёрнул затвор и выстрелил снова. Рядом выстрелил Вилор. Стёпка перекатился под сосну и снова выстрелил в самолёт. Двигатель набрал полные обороты, самолёт развернулся и покатился по поляне, набирая скорость. Оглянувшись, Степка увидел, что пограничник возится со своей самозарядной винтовкой, пытаясь справиться с затвором одной рукой. Опять выстрелил Вилор.

Стёпка снова выстрелил в удаляющийся самолёт. В ствол сосны, за которым он прятался, чуть выше "макушки" Степкиной пилотки ударила пуля. До следующего дерева надо было перекатываться аж три раза, что Степка и проделал, только поцарапав ладонь о сучок. Самолёт уже набрал высоту и удалялся над деревьями, чернея на фоне предрассветного неба. Ему вдогонку Степка ещё два раза успел выстрелить, опустошив магазин винтовки. Вилор больше не стрелял.

В той стороне леса, где по всем прикидкам должно было находиться место ночёвки разведгруппы, стала слышна частая стрельба, включая пулемётные очереди. К Степкиному удивлению на поляну с поднятыми руками вышел высокого человек с непокрытой головой, одетый в немецкий маскировочный халат. В одной руке он держал снайперскую винтовку стволом вниз и кричал:

- Русс, нихт шиссен!.. Плен!..

Пройдя несколько шагов по поляне, немецкий разведчик опустился на колени, отшвырнув винтовку в траву и продолжая держать руки поднятыми вверх. Пограничник, справившись с затвором своей винтовки, опираясь на неё и прихрамывая, тоже вышел на поляну, кивнув Степке:

- Посмотри, что с бойцом...

Степка заметил, что на правой штанине у пограничника расплывалось тёмное пятно. Между тем недалёкая стрельба стихла, её сменил приближающийся собачий лай. У Вилора была пробита каска строго по центру над бровями. Крови под головой у Вилора вытекло в мох не много, а может быть она уже успела впитаться. У Степки от бессилия и злобы брызнули слёзы из глаз. Ему сильно захотелось пойти и застрелить немецкого снайпера, стоящего сейчас на коленях метрах в пятидесяти сзади.

В этот момент на полянку выскочили две овчарки и, прыгнув, вцепились в поднятые руки немецкого снайпера. "Немец" заверещал уже на чистом русском языке:

- Помогите!.. Уберите, собак!..

Из леса стали приближаться голоса и звуки движения множества людей. У Степки закружилась голова, его затошнило и захотелось присесть. Оказалось, что он сел прямо в небольшой черничник и стал машинально срывать ягоды и отправлять их в рот, не чувствуя их вкуса, но стараясь с их помощью быстрее подавить приступ тошноты.

Вместо эпилога. При взлёте с лесной поляны "Шторх" повредил о верхушку берёзы стойку шасси, ещё при разбеге в эту же стойку попала пуля. Поэтому при посадке на немецком аэродроме "Шторх" скапотировал и загорелся. Из-под обломков удалось извлечь тело пилота и достать немного обгоревших, со сломанными рёбрами Деда и Капитана. Маленькая собачка выбралась сама. Документы, захваченные у офицера штаба тыла 3- танковой армии от огня почти не пострадали.

Из четырёх немецких разведчиков, обнаруженных на ночёвке, один был убит в перестрелке, один застрелился, еще двоих тяжело раненных не смогли донести до госпиталя, они умерли по дороге. Петр в перестрелке не пострадал. Вообще поисковая группа в перестрелке потеряла только одну овчарку. Майор госбезопасности, командовавший операцией по ликвидации немецкой разведгруппы, был понижен в звании и отправлен начальником Особого Отдела в одну из стрелковых дивизий. З-я танковая армия продолжила выдвижение в заданный район.

Фактографический материал, использованный в этой заметке, был взят из публикации Максима Бакунина "192-я танковая бригада. Боевой путь до июля 1943 г".

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.