Взбесившийся автобус. СССР, 1991. Режиссер Георгий Натансон. Сценаристы: Георгий Натансон, Николай Кривомазов, Давид Марьин. Актеры: Ивар Калныньш, Игорь Бочкин, Анна Самохина, Анна Тихонова, Каха Дзадзамия, Сергей Максачев, Амаяк Акопян, Юрий Гусев, Эммануил Виторган, Юрий Демич, Игорь Верник, Борис Щербаков, Всеволод Платов, Пётр Щербаков, Игорь Кашинцев, Александр Вдовин, Аристарх Ливанов и др.
Почти всю свою жизнь Георгий Натансон экранизировал известные театральные пьесы («Все остается людям», «Еще раз про любовь», «Старшая сестра» и др.). На сей раз он решился снять фильм по оригинальному сценарию, написанному прямо «по горячим следам событий».
Увы, получилась скучная версия действительного случая, произошедшего на Северном Кавказе, когда террористы захватили в заложники автобус со школьниками и потребовали отправить их на самолете в Израиль.
Казалось бы, материал давал режиссеру немалые возможности для создания остросюжетного триллера. Но действию картины явно не хватает напряженности. Фильм смонтирован небрежно. Положительные герои не вызывают особого сочувствия и интереса в силу своей аморфности, а отрицательные – вообще, карикатурны.
Лишенный крепкой, обкатанной на сценах известнейших отечественных театров, драматургии, Георгий Натансон, на мой взгляд, обнаружил полную неспособность выстроить мало-мальски увлекательный сюжет...
Александр Федоров
Взломщик. СССР, 1987. Режиссер Валерий Огородников. Сценарист Валерий Приёмыхов. Актеры: Олег Елыкомов, Константин Кинчев, Юрий Цапник, Светлана Гайтан, Полина Петренко, Михаил Парфёнов и др. 14,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Казалось бы, авторы «Взломщика» предусмотрели все: и эпатажную манеру поведения в жизни и на сцене участников рок-групп и их фэнов, и «заводные» ритмы «хард-хэви-поп» и т.д.; и жаргонные словечки типа «кайф» и «облом»...
Однако в линии взаимоотношений подростка-школьника, мечтающего быть похожим на своего старшего брата-рокера, режиссеру Валерию Огородникову, на мой взгляд, явно не хватает психологической тонкости, сложности отношений мира детства и мира «взрослости».
Главная же неудача «Взломщика» мне видится в ином. Всякий раз авторы, разбросав по сюжету характерные приметы «непричесанного поколения», останавливаются на полпути, постоянно не договаривают чего-то. Выходит, зрителям предлагается довольствоваться «усеченным», «адаптированным» вариантом разговора о молодежи 1980-х? К тому же рядом с документальными зарисовками конкурса самодеятельных рок-музыкантов, напоминающими во «Взломщике» знаменитые эпизоды фильма Милоша Формана «Конкурс» (1963), игровая, придуманная часть картины Огородникова кажется нестерпимо мелодраматичной, вторичной по форме и мысли...
Александр Федоров