Чем удивил за последний год отечественный рынок продаж новых легковушек
Вопреки очень серьезным сдерживающим факторам (см. «Лихорадка на колесах», «Э-У» № 48 от 29.11.2021), в 2021 году в России продано новых легковых и легких коммерческих автомобилей больше, чем в предыдущем году. Рост незначительный, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), всего 4,3%. Но отметим позитивную динамику на фоне падения в 2019 и 2020 годах.
Рост продаж — не самое удивительное явление, случившееся за прошедший год. Рассказываем о пяти главных сюрпризах российского авторынка.
1. Дорого-богато
По экспертным оценкам, за 2021 год новые легковушки в нашей стране подорожали в среднем на 20%. Удивление здесь вызывает тот факт, что цены разогнали не только возникшие в пандемию перечисленные проблемы автопроизводителей, но и сами покупатели. На европейском или американском рынках в случае повышения цен потенциальные покупатели попросту теряют интерес к автомобилям. Однако российский потребитель руководствуется совершенно иной логикой: он спешит приобрести машину, пока она не подорожала еще сильнее. И эти ожидания вполне оправданы: автодилеры прогнозируют повышение цен на новые легковушки в течение 2022 года еще примерно на 20%.
Добавим, что там, где в части повышения цен тормозят производители, ускорение придают автодилеры. Последние стали устанавливать на машины дополнительное дорогостоящее оборудование. Без этого купить новый автомобиль практически невозможно.
2. Перешагнули за триллион
Откуда у населения деньги на новые авто? Кредиты. А если машины дорожают? Нет, идея отложить покупку — не для наших граждан. Нужно увеличить размер кредита. По информации 4 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), объем выданных в 2021 году кредитов на покупку автомобилей стал рекордным за всю историю наблюдений за сегментом автокредитования в России, впервые превысив триллион рублей. Общая сумма составила 1 119,4 млрд рублей, что на 45,6% выше результата предыдущего года.
— В целом в прошлом году выдача автокредитов была на довольно высоком уровне, — сообщил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. — При этом во второй половине года было отмечено некоторое сокращение количества выданных автокредитов при одновременном росте среднего чека по ним, что в итоге привело к рекордным значениям годового объема выданных автокредитов. Такая ситуация сложилась на фоне продолжающегося дефицита новых автомобилей, окончания еще в первой половине года госпрограммы льготного автокредитования, а также все более консервативной кредитной политики банков. Для сегмента автокредитов (на приобретение как новых, так и подержанных авто) все большую роль играет персональный кредитный рейтинг, от уровня которого напрямую зависят решение о выдаче автокредита и его условия.
Отметим, что во всех субъектах РФ Урала и Западной Сибири рост объема выданных автокредитов за прошлый год оказался ниже общероссийского показателя:
в Башкирии (шестое место среди российских регионов по объемам выдачи) сумма выросла на 26,5%, в Свердловской области (седьмое место) — на 29,9%, в Челябинской области (восьмое место) — на 35,9%.
Пальму первенства в качестве самого продаваемого нового легкового автомобиля в России вернула себе «Веста»
3. Автодилеры множатся
По данным аналитического агентства «Автостат», в стране отмечено увеличение числа официальных дилерских центро в — с 3210 в январе 2021 года до 3220 в первом месяце года текущего. Рост составил всего 0,3%, но положительные изменения авторынок продемонстрировал впервые за последние четыре года. Эксперты считают, что на рост в значительной мере повлияло создание в России собственной дилерской сети китайского бренда EXEED. Кроме того, в ближайшие два года прогнозируется выход на российский рынок новых автомобильных брендов (преимущественно китайских), для чего также потребуется организация дилерских центров. Впрочем, сами автодилеры продолжают жаловаться на убыточность бизнеса в условиях пандемии и безудержного повышения цен на машины со стороны производителей.
4. Китайский наезд
Успешный выход на российский авторынок китайских брендов, которые стали теснить японцев и корейцев, давно не сюрприз. Удивляет напор: в 2021 году в нашей стране продано 116 тыс. новых легковушек из КНР, что явилось историческим рекордом. Доля Китая на российском авторынке выросла почти до 7%.
В топ-20 самых продаваемых в России автомобильных брендов (по данным АЕБ) вошли сразу три китайских, продемонстрировавших за прошлый год феноменальный рост: Haval (12 место, увеличение продаж в сравнении с 2020 годом на 125%), Chery (13 позиция, рост на 224%) и Geely (17 место, плюс 59%).
Феноменальный рост продаж китайцев на нашем рынке эксперты объясняют двумя главными факторами. Первый — острая нехватка на складах автомобилей других брендов, возникшая из-за дефицита комплектующих и простоя автосборочных производств. Второй — грамотная политика китайских производителей, предлагающих за относительно небольшие деньги современные машины с широкой базовой комплектацией (в результате покупателю не приходится тратиться на дополнительное дорогостоящее оборудование).
5. Маневр «Весты»
Однако китайским брендам еще очень далеко до «Лады» — безусловного многолетнего лидера на отечественном рынке. За прошлый год в России было реализовано 351 тыс. машин АвтоВАЗа (рыночная доля 21%), что на 2% больше показателя 2020 года. Тем не менее смена фаворита все-таки произошла — в модельном ряду. Пальму первенства в качестве самого продаваемого нового легкового автомобиля в России вернула себе «Веста», которая уже лидировала по итогам 2018 года, но затем два года оставалась в тени «Гранты». Отметим, что «Веста» стала победителем национальной премии «Автомобиль года в России — 2021» как лучшая машина в номинации «Малый класс». Выбор лучших в своих классах автомобилей проводился в формате online-голосования, в котором приняло участие более миллиона человек со всей страны.
Первый месяц 2022 года ознаменовался снижением уровня продаж новых легковушек в России на 3,7% в сравнении с январем прошлого года. Эксперты не ожидают быстрого восстановления рынка в этом году, но выражают надежду, что преобладающий?сегодня тренд изменится во втором полугодии.
Лизинг в постковидный период
— Главная тенденция на российском рынке лизинга автотранспорта — рост цен на авто и их дефицит из-за нехватки полупроводников, которая в свою очередь была спровоцирована остановкой производств в пандемию. Дефицит во всех сегментах транспорта сохраняет статус глобальной проблемы вот уже больше года. По прогнозам не самых оптимистичных экспертов, в таком режиме нам придется работать до конца 2022 года. Судя по тому, что к середине первого квартала перемен в этой части мы не видим абсолютно никаких, я вынужден с мнением этих экспертов согласиться.
Можно порассуждать и об экологических трендах рынка, все чаще приходят заявки на авто на газомоторном топливе, а также на электрокары, и хоть в общем количестве наших сделок их доля пока невелика, можно сказать, что тенденция начала формироваться. Возможно, динамика была бы больше, но у нас в стране пока нет развитой инфраструктуры для подобных автомобилей, поэтому наблюдать лучше в перспективе нескольких лет.
Несмотря на дефицит имущества у дилеров и сложную экономическую ситуацию в РФ, в «Балтийском лизинге» объем нового бизнеса в сегменте автотранспорта в 2021 году вырос на 35% по сравнению с результатами предыдущего года. Это самый популярный среди наших клиентов сегмент, его доля в общем объеме нового бизнеса составила 57%. При этом рост мы фиксировали не только по совокупности всех видов транспорта, положительная динамика есть по каждому из них, например, объем нового бизнеса в сегменте легковых авто вырос на 21%, в сегменте автобусов — на 45%, в сегменте грузовых авто — на 41%.
Основная причина, которая объясняет рост, — бизнесу удобно приобретать авто в лизинг, поскольку наши клиенты сегодня получают не только имущество и налоговые преференции, характерные для этого финансового инструмента, но также и дополнительные услуги, возможность
сэкономить за счет программ государственной поддержки и спецпредложений от наших
партнеров.
В структуре приобретаемых в лизинг автотранспортных средств распределение спроса остается стабильным: самые востребованные авто — грузовые, на втором месте легковые, а замыкают тройку автобусы. Логика тоже довольно простая: более 90% наших клиентов — представители малого и среднего бизнеса, которым, как правило, нужны авто для транспортировки продукции, грузоперевозок, а также машины для обеспечения мобильности персонала или представительские авто для руководителей.
Автор: Павел Кобер
#авто #рынок авто #рынок автомобилей #эксперт урал