Атомные крейсера проекта 1144 по праву можно назвать сильнейшими кораблями в мире, к тому же сейчас на финальной стадии реализация очень масштабного проекта по возвращению в строй «Адмирала Нахимова». Считается, что после него по аналогичной схеме поработают и над «Петром Великим», но тут далеко не всё так просто, как кажется и, возможно, модернизация будет отложена, а то и вовсе исключена. В чём причина и каковы прогнозы мы сейчас и расскажем.
Приветствую на канале!
Главная проблема крейсера.
Начнём с того, откуда растут все проблемы - «Орланы» сами по себе всегда считались крайне дорогими кораблями, а многими они воспринимаются чуть ли не «статусными игрушками», хотя отрицать мощь крейсеров не решаются даже критики. Как никак на борту 20 тяжёлых ПКР, плюс под сотню перехватчиков, два вертолёта и мощнейший гидроакустический комплекс – даже в одиночку он представляет кораблям противника угрозу. Тем не менее, даже в Союзе их ценник считался довольно высоким, что и послужило одной из главных причин появления такого проекта, как 1164 «Атлант» - по сути это неатомная версия «Орлана», более оптимизированная и дешёвая. Единственный его минус заключается в необходимости «таскать» за собой корабли снабжения, так как в отличие от «старшего брата» он неатомный. Так вот, вопрос ценника преследует корабли с самого их появления и начала службы на флоте, и, конечно же, не обошёл стороной тему модернизации, где постепенно начали всплывать какие-то безумные цифры, заставляющие задуматься о скорой модернизации «Петра Великого».
Цена вопроса.
По началу модернизация «Нахимова» должна была обойтись флоту относительно недорого – около 20 млрд рублей. На тот момент это была стоимость создания с нуля фрегата проекта 22350 первой серии, что в принципе недорого при куда больших возможностях. Более подробно узнать, на что способен модернизированный крейсер можно по ссылке. Но, по сложившейся «традиции», стоимость начала расти, причём значительно. Ряд экспертов предполагает, что на данный момент ценник перевалил за 100 миллиардов рублей, а это колоссальная сумма, на которую уже можно построить 3, а то и целых 4 фрегата проекта 22350 второй серии, что уже выглядит как минимум интересно. Если сложить их потенциал даже по минимуму, то мы получим 96 ударных ракет и примерно 168 зенитных. У модернизированного крейсера ситуация следующая – 80 ударных и почти 450 зенитных (часть из которых можно применять как ударные). Здесь уже начинаются вопросы касательно сбалансированности вооружения, но у трёх фрегатов есть существенные плюсы – их куда сложнее поразить всех разом, плюс 1 дополнительный вертолёт, способный вести противолодочные действия, высаживать десант и так далее. К тому же три фрегата могут идти на значительном друг от друга расстоянии, тем самым увеличивая зону покрытия собственных РЛС а также гидроакустических комплексов. Вообще, различные бонусы и там, и там, посему споры касательно модернизации ведутся до сих пор.
Будет ли модернизация «Петра Великого»?
Дать однозначный ответ на этот вопрос крайне трудно, но есть ряд причин, склоняющих чашу весов в пользу данного решения. Во-первых, Северному флоту очень нужен мощный ударный корабль, способный прикрыть «Адмирала Кузнецова» и дать отпор АУГ НАТО в случае их вторжения на нашу территорию, а как это сделать без нормального вооружения? П-700 стремительно устаревают и банально заканчиваются, тогда как в странах НАТО свои корабельные ЗРК постоянно модернизируют и не за горами вопрос эффективности «Гранитов», да и на корабле их всего 20 штук - выходит, только применение СБЧ со всеми вытекающими. И во-вторых, ценник модернизации будет куда меньше, ведь появится опыт, компетенции и сохранятся цепочки поставок нового оборудования – именно эти условия и послужили причиной невероятно огромной цены за возвращение «Нахимова», так как фактически всё было разрушено в 90-е. Так вот, даже если крейсер выйдет по итогу на треть дешевле, миллиардов за 60, то это куда более эффективное вложение, чем 1-2 фрегата – возможности несоизмеримо больше. Возможно, складывается впечатление, что фрегаты плохие, но нет – здесь стоит вопрос сохранения крейсера.
Как итог отметим, что вопрос утилизации атомного гиганта не стоит вообще – есть принципиальное решение по ремонту, который начнётся сразу после ввода в строй «Нахимова» и эту тему стоит закрыть. Однако объём работ будет определяться уже в процессе специальной комиссией, которая решит, получит ли крейсер новое вооружение или просто будет доведён до необходимого технического состояния.