В конце февраля в экспозиции музея "The Beatles Story" в Ливерпуле будет представлен новый экспонат. Это блокнот формата А4, принадлежавший ранее тур-менеджеру и персональному ассистенту The Beatles Мэлу Эвансу (Mal Evans). Записи в блокноте были сделаны в период с 1967 по 1968 год. И это не только заметки самого Эванса, но и рукописные тексты битловских песен, сделанные самими музыкантами.
Среди них – написанные рукой Пола (Paul McCartney) такие нетленки как “Hey Jude” и “A Day In The Life” (вторая часть).
Блокнот содержит автограф Джорджа Харриссона (George Harrison) в виде пометок к песне “All You Need Is Love”. Также в блокноте присутствуют тексты “Being For The Benefit of Mr. Kite”, “Good Morning, Good Morning”, “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band” и “All Together Now”. Как я понимаю, некоторые из них написаны рукой Мэла – обычно он писал слова песен под диктовку в процессе работы над ними.
Есть в блокноте и различные рисунки, выполненные яркими цветами.
Некоторые из них атрибутируются как совместная работа всех четырёх участников The Beatles. Особый интерес представляет поп-артовский вариант дизайна пластика большого барабана c обложки “Sgt. Pepper”. Похоже, что это рисунок Пола.
В блокноте также присутствуют те или иные «заметки для памяти», например такая - «фортепиано для Джона, специально разрисованное художниками».
Музей планирует создать интерактивную инсталляцию с блокнотом Мэла Эванса, позволяющую посетителям пролистывать каждую его страницу с помощью цифрового дисплея.
Блокнот был подарен музею семьей, которая приобрела его на аукционе Sotheby's, специально посвященном рок-музыке. Аукцион был организован вдовой Мэла, Лили Эванс (Lily Evans), в 1998 году.
Напомню – 5 января 1976 года Мэл Эванс был застрелен полицией Лос-Анджелеса. В тот момент он был вооружён воздушным ружьём и отказывался подчиняться приказам полиции.
Небольшая биографическая справка: Мэл Эванс впервые увидел The Beatles во время выступления в Cavern Club в Ливерпуле. Первым из них, с кем он подружился, был Джордж. Именно он порекомендовал владельцу клуба нанять Эванса в качестве вышибалы. Высокого роста, крупный, но при этом очень добрый, Мэл к 1963 году стал штатным телохранителем группы.
В дальнейшем он стал гастрольным менеджером «Битлз», в качестве которого он занимался буквально всем – от исполнения функций водителя до обеспечения едой и одеждой участников группы. При этом его зарплата совсем не отражала той роли, которую он выполнял.
Со временем Эванс стал частью творческого процесса: он появлялся в битловских фильмах, вносил свой вклад в запись альбомов.
Чего стоят его удары по наковальне в “Maxwell’s Silver Hammer” и «руководство» будильником в “A Day in the Life”! Также Мэл помогал с расчисткой прав на использование портретов для обложки “Sgt. Pepper”.
Некоторое время Эванс работал в офисе Apple, но был уволен – хотя позже восстановлен, - пришедшим на смену Эпстайну (Brian Epstein) Алленом Клейном (Allen Klein). В конце концов – после расставания с женой, - Эванс переехал в Лос-Анджелес. Живя там, он особенно сблизился с певцом Харри Нильссоном (Harry Nilsson).
Важный момент – с самого начала пребывания рядом с «Битлз» Эванс фиксировал буквально всё в своих дневниках. Как раз перед своей гибелью он планировал издать мемуары под названием “Living The Beatles Legend”. Рукопись должна была быть представлена руководству издательства 12 января 1976 года. К сожалению, у Мэла были периоды серьёзных депрессий. 5 января он позвонил своему соавтору Джону Хорни (John Hoernie) явно под действием каких-то веществ (позже экспертиза показала, что это были алкоголь и «Валиум»). Разговор сильно обеспокоил Хорни, и он сразу направился в квартиру Эванса. Он застал его с оружием в руках — то ли это была пневматическая винтовка, то ли боевая, остается спорным, — поэтому девушка Мэла Фрэн Хьюз (Fran Hughes) решила вызвать полицию. Когда наряд прибыл на квартиру, Эванс отказался подчиниться приказу и сложить оружие. Он был застрелен полицейскими на месте.
Важно понимать – блокнот Эванса, выставленный в музее, не является частью его дневников!
Блокнот на аукционе приобрёл ливерпульский бизнесмен Алан Мерфи (Alan Murphy). Он купил его в качестве подарка к 21-летию своей дочери Давинии (Davinia). В интервью ливерпульской газете “Echo” она сказала: «Мы всей семьей очень рады возможности поделиться этим сокровищем со всем миром. Как житель Ливерпуля и большой поклонник «Битлз», мой отец чувствовал, что важно, чтобы этот артефакт был выставлен в его родном городе, и чтобы каждый мог насладиться бесценными сведениями о лучшей группе мира»
Стефен Мэйкок (Stephen Maycock), специалист-консультант музея, сказал: «Блокнот Мэла — уникальный документ, охватывающий важнейший период в карьере самой значимой группы в истории популярной музыки. Это дает захватывающее представление о творческом процессе внутри группы и показывает, насколько Мэл был близок к нему».
Мэри Чедвик (Mary Chadwick), генеральный менеджер музея "The Beatles Story", сказала: «Блокнот является уникальным дополнением к нашей экспозиции, и мы рады его продемонстрировать. История взаимоотношений Мэла с группой – тем более после выхода фильма “Get Back”, - вызывает живой интерес у фанатов: ведь каждая страница буквально насыщена историей. Наряду с оригинальным текстом “Hey Jude” блокнот предлагает посетителям уникальный взгляд на то далёкое время».
Мне попался на глаза один лихой иностранный комментарий по поводу фильма “Get Back”. Смысл его был в том, что главным героем всего док-эпика является именно Мэл Эванс!
Блокнот будет выставлен в музее The Beatles Story с 22 февраля 2022 года. Музей находится в ливерпульском Royal Albert Dock.
P.S. Я сходил на “Get Back” в зал IMAX в «Октябре» - надеюсь, сможем обсудить это в программе на МАЯКе.