Когда мне исполнился 21 год, мне довелось поработать при одном храме Московской области. Успенский храм в с. Воскресенском Ногинского района тогда ещё восстанавливался, и мне довелось достаточно плотно пообщаться как с настоятелем, так и с рабочими, старостой и немного-с прихожанами. Был 1997 год, и настроения в православной среде были соответствующие: ожидание причисления императорской семьи к лику святых, всяческое поощрение "прозорливых старцев" и вмешательства их в твою жизнь, "послушание превыше поста и молитвы".
Слышал я и множество историй, когда происходили чудеса. Да, в том, что они были, я не сомневаюсь: врать там особо не было смысла. Но вот что интересно: неофиты (к коим я принадлежал и сам) меня отталкивали, причём даже сильнее, чем неверующие люди. Эта экзальтированность, это тотальное доверие всем православным книгам, этот "православный жаргон"...
Шли годы. Ломались идеалы как самой Церкви (борьба с ИНН, причисление Ивана Грозного и Распутина к лику святых), так и людей, которые меняли эти идеалы на другие. Но вот что удивительно: пост и молитва моих знакомых не меняли. Если человек был запредельно впечатлительным, он и оставался запредельно впечатлительным. Если был излишне экзальтированным с элементами максимализма, то и спустя 10 лет оставался таким же, с небольшой поправкой на возраст.
Почему так происходит спустя много лет?
Возможно, по причине склада личности. Немного дополню: появилось ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Например, случилось что-то жуткое с человеком, и психика не смогла справиться. И включился защитный механизм.
Как видно в одном из комментариев, в хозяине распознали человека с ОКР. Т.е., это не психическое заболевание, а расстройство личности, при котором навязчивые мысли не дают спокойно пойти домой, закрыв машину.
Точно так же и в православной литературе мы замечаем некоторых персонажей. Некоторые выдают их за "блаженных", и ведут они себя непонятно. В одной из книг упомянута некая старушка, которая в избе лежала за занавеской и шептала: "Божечке-свечечка... Божечке-свечечка...". И далее автор пишет: "Что имела в виду блаженная, никто не понимал". Это, видимо, была не молитва.
Столкнувшись с чем-то непонятным для нас,некоторые часто так же подвергаются воздействию навязчивых мыслей. Так случается при чтении некоторых брошюр, которые распространялись в 90-е годы про ИНН и микрочипы, а также и сейчас, когда на некоторых сайтах утверждается, что вакцинация-это чипирование жидкими чипами, а вышки 5G-это и есть начало конца.
Более мягкие варианты-это принятие любого мнения какого-нибудь святого или авторитетного духовного лица за истину. Часть людей считает, что раз человек причислен к лику святых, то и ошибаться он не может. Увы, это не так.
Профессор А.И.Осипов, например, в своём выступлении про творения Порфирия Кавсокаливита отметил, что это был человек высокой духовной жизни, однако заблуждения у него встречаются. А нам нужно взвешенно, без идеализации подходить к мыслям и изречениям святых.
Увы, у прихожан это настолько невыполнимый пунктик, что бедного Осипова готовы предать анафеме и объявить еретиком, что и делается на части православных форумов. И мы получаем хождение настолько противоположных взглядов на одни и те же вопросы в сфере духовной жизни даже среди священников и святых отцов, что это не может не вызывать жёстких внутренних противоречий в нас самих.
Самый лёгкий пример: можно ли держать собаку в доме?
Одни священники и святые отцы утверждают, что после собаки жилище надо освящать заново, а во всём Священном Писании собака хотя бы в нейтральном контексте (не говоря уже о положительном) упомянута не более пяти раз.
Другие руководствуются евангельской любовью и считают, что на животных наша любовь тоже должна распространяться.
Но первые могут утверждать, что даже ангелы перестанут посещать наш дом, если там будет жить собака.
Кому верить? Не получается тут рекомендованного "царского пути". Собака в квартире или есть, или нет. Конуры у многоэтажного дома быть уже не может: квартиры у многих и так напоминают конуру.
Только интересный момент: наиболее жёстко против собак выступят "ревнители благочестия", которые будут опираться на священные книги. Вторые не захотят первых сжигать на костре за несогласие.
А ведь сколько ещё тем, которые для "тру-православных" будут эдакой гранатой, которую они будут готовы бросить в несогласных!
Ну, и вопрос знатокам: а что предлагает Церковь, чтобы избавиться от таких настроений? Чтобы научиться сглаживать мелкие косяки, а не раздувать их до небес?
Церковь предлагает не возводить в абсолют какие-то предписания.
Но и на это у "ревнителей благочестия" найдётся ответ: "Молчанием предаётся Бог".
А по сути-это всё тот же страх мешает любить и понуждает держать себя и окружающих в напряжении.
Как избавиться от этого страха?
Церковь предлагает молиться.
Но ведь "ревнители благочестия" как раз и получаются из таких "сугубых молитвенников". Круг замкнулся. Человека больше не хватает на что-то, кроме поиска внешних врагов.
Почему так?
Потому что мы содержим в себе определённый объём агрессии. Не обязательно саму по себе агрессию: она может появляться в ответ на что-то. Но христиане же, как предписано, должны любить ближних! Любить! А не отвечать злом на зло!
И получается, что агрессию человек в себе затаил, предложив злодею маску в ответ на его неправедные действия. А потом есть два пути: обращать эту агрессию на себя ("аз есмь червь, а не человек") и получать мощнейший психосоматический ответ в виде болезней и ранней смерти, или (поскольку на невиновных домашних выплёскивать эту агрессию вроде как неправильно) воспользоваться переносом. Например, смотреть выпуски новостей и скрежетать зубами о том, как всё отвратительно вокруг. "Оглянитесь вокруг, как всё паршиво!" (Оззи Осборн)
При этом человек продолжает молиться, и делает это, скорее всего, искренне. Но ничего не происходит. Примерно так же, как попытки завести машину без бензина.
Между тем, ОКР лечится у психотерапевта или психиатра. Читал интересное мнение про способ отличить неофитство от ОКР: при воцерковлении у человека происходит переосмысление его жизни, зачастую сопровождаемое ощущением ненужности его работы, его профессии и знаний. Потом человек понимает, что продолжать жизнь надо, и те знания и навыки, которые он имеет, ему пригодны для продолжения жизни лучше всего. До этого понимания проходит определённый срок (до 3-5 лет) и зависит он от личностного развития, возраста и обстоятельств. А вот если пребывание в излишнем "послушании старцам", экзальтированности и религиозном фанатизме затягивается, то вполне возможно наличие ОКР в диагнозе.
Причём, как я предполагаю, жить церковной жизнью, имея такое расстройство, вполне "мейнстримно": такой человек будет считать себя хуже всех (есть такая вероятность), он будет соблюдать все или почти все предписания, которые ему удастся прочитать или услышать, но...он не избавится от тревожных мыслей. Потому что в довершение ко всему мы слышим рекомендацию, как относиться к себе и другим: "все спасутся, а я-нет". И что мы здесь можем увидеть? Что эта мысль идеально впишется в его тревожное состояние! Поди угадай, это религиозное чувство или болезнь!
Только вот настоящее христианство-оно не о постоянном страхе же. Мы можем вспомнить, что, мол, Христос никогда не смеялся (эту тему обсуждал архимандрит Савва Мажуко). Однако, придя на свадьбу, Он превратил воду в вино, спася хозяина от позора. Если бы Он только и делал, что обличал, наверное, Он бы или не пришёл, или превратил вино в воду.
Была ли тревожность у Серафима Саровского? Как мы знаем, он умел утешить тех, кто к нему приходил. А утешит ли своими тревожностями человек с ОКР? Мне кажется, ближние такого воцерковлённого более подробно об этом смогут рассказать.
К чему я это рассказал? К тому, что общение со многими "православными ревнителями" наталкивает на мысль, что если человек воцерковился по каким-то житейским обстоятельствам (не отблагодарить Бога, а именно просить Его что-то решить), то спустя большой срок проблемы внутри у человека не ушли. Да, он может говорить, что у него идёт война с духами злобы поднебесной, но что, если окружающим он таким образом жизни будет являть анти-пример христианина? Может, всё-таки не стОит пренебрегать визитами к психологу или психотерапевту?