Новорожденные ничего не знают о мире, в котором они теперь живут. Глядя на родителей, дети впитывают, как «губка» их эмоциональные и поведенческие реакции. Они учатся тому, как нужно себя вести в различных ситуациях.
Уна Журавлева, ведущий психолог Регионального центра «Семья» рассказала о том, как развить в себе позитивное мышление.
С каждым годом жизнь в современном мире становится все более непредсказуемой: уже нельзя, смотря вперед, четко понимать чего следует ожидать и к чему готовиться. И подобная неопределённость проникает во все сферы жизни, заставляет нас тревожиться и мешает адаптироваться. Это происходит и у взрослых, и у детей, и в школе, и на работе.
Но, есть способ, который способен помочь пережить любой «сюрприз», а также приспособиться к настоящей действительности.
Я имею в виду «позитивное мышление», своего рода оптимистический взгляд на жизнь. Можно научиться самому опираться на «позитивное мышление», как на умение воспринимать ситуацию адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая ее значимости. Можно развивать в себе «позитивное мышление», как черту характера, помогающую переживать трудности с наименьшими потерями, трансформируя неудачи в собственный опыт, - объясняет психолог.
По словам эксперта, взрослые могут научиться мыслить позитивно сами и способны передать это детям, начиная с первых дней жизни.
«Начинать развивать в себе «позитивное мышление» и соответствующее ему поведение никогда не поздно. Дело в том, что смысл одного и того же события меняется в зависимости от вида мышления – позитивного или негативного. Одно и то же событие можно трактовать как катастрофу, а можно как очередной поворот событий», - объясняет Уна Журавлева.
Таким образом, родители могут дать детям понять, что все ситуации вполне разрешимы, если посмотреть на них под правильным углом. Можно по-разному реагировать на плохую погоду, на болезнь, оценки в школе, ссору с другом и т.д. Любую проблему можно разрешить конструктивно, неудачи можно научиться воспринимать адекватно.
В пример приведу собственный опыт. Со мной в классе училась девочка Лена. Она была круглой отличницей, но иногда у неё «случались» четверки. В такие моменты она погружалась в состояние «липкой» паники, раздувая произошедшее до масштабов катастрофы. Лена была уверена, что, получая четверки, она никогда не закончит школу с золотой медалью, не поступит в институт, не найдёт приличную работу и станет «посудомойкой в шоферской столовке». Вспоминая сейчас ее рыдания, я четко понимаю, чей текст она произносила: своего рода родительская «мотивация». Можно предположить, что значимые для нее люди, вместо поддерживающих слов: «попробуй еще раз, у тебя всё получится, ты всё делаешь правильно…», рисовали ей такие перспективы, которые погружали Лену в еще более сильную панику, - говорит психолог.
В заключение специалист центра «Семья» предложила родителям поддерживать своих детей – хвалить, формируя у них адекватную самооценку. Показывать своими поступками, как можно справляться с неудачами: делиться своими переживаниями с близкими людьми, проводить «работу над ошибками», искать способы их исправления, ставить для себя реальные цели и прогнозировать позитивное реальное будущее.
В центре «Семья» психологи принимают по предварительной записи. Запись по телефону: 8 (3452) 20-21-33 и 20-40-70.