Найти тему

Послание к Евреям. Как будто против Свидетелей Иеговы писалось. Разберем 1 главу.

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,    в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. (Послание к Евреям 1:1,2)

Здесь Павел повторяет мысль, изложенную ранее Иоанном в начале Евангелия. "В начале было Слово и Слово было у Бога и слово было Бог, и все через Него начало быть..." (Ин 1:1). Бог (θεὸς) говорит в с людьми "в Сыне". Не через Сына, как Бог говорит, через пророков, открывая им Свою волю и посылая сообщить нечто людям. Бог говорит в Сыне. Как? Вселяется в человека? Нет. Тогда как? Ответ на это мы получаем в следующих строках послания апостола Павла.

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. (Евр. 1:3,4)

Бог говорит в Сыне, потому что Он есть сияние славы, и образ ипостаси Его. В греческом тексте еще интереснее. Сказано не "Он есть сияние славы", а "Который сущий излучение славы и отпечаток сущности".

  (Евр. 1:3,4)
(Евр. 1:3,4)
  • Отпечаток (χαρακτὴρ - характир) - отпечаток, образ, изображение, форма, своеобразие, отличительная черта, характер.
  • Ипостась (ὑποστάσεως - гипостасеос) переводится как сущность, естество, реальность, основание, личность.

Христос - Сын Божий - назван сиянием славы и сущностью (личностью) Бога. И сказано, что Христос держит всё (весь мир) словом силы своей! Что это значит?

Христос создал всё (через Него всё начало быть) и держит мир (всё) словом силы (власти) Своей. Христос - видимый образ Бога - воплотившееся Слово, не только создал всё, но и держит всё властью Своей. Он повелевает всем сущим в мире, всем бытием. От повелитель мира - Бог по сущности Своей.

Он совершил искупление человечества, и воссел одесную Отца, как мы исповедуем в православном символе веры "и седяща одесную Отца".

И тут прямо против иеговистов: о том, что Слово Бога - личность (ипостась) Бога - не является ангелом, но значительно выше ангелов - тварных существ.

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?   Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.   Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.   А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. (Евр 1:5-8)

Потому, что никого из тварных существ Бог Отец не называл Сыном. И Бог Отец говорит: что все тварные существа поклонятся Ему - (Слову, ставшему плотью, Божией личности, сиянию славы Бога). И далее снова Слово Божие ставшее плотью - Иисус Христос -противопоставляется ангелам. И называется Богом: "о Сыне: престол Твой, Боже"

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.(Евр 1:9)

И снова Сын называется Богом: "помазал Тебя Боже, Бог". Отец личность - Бог по естеству, и Сын - личность - также по естеству Бог. Хотя я встречал объяснение, что здесь имеется в виду Бог помазал, Бог твой. Правда, это странное уточнение: "Помазал Тебя Бог, Бог твой", как будто есть разные Боги. Для Павла очевидно Бог - лишь один.

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,   и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?   Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр 1: 10-13)

И снова как будто против Свидетелей Иеговы: о том, что Христос не является тварным Ангелом. Если сказать своими словами, то Павел доносит до нас, что никто из ангелов не слышал такого от Бога: "седи одесную Меня", потому что ангелы являются служебными духами - не более. А про Иисуса Христа апостол Павел говорит:

Он есть сияние славы Бога, отражение, изображение или видимый образ личности Бога (ипостась). И прямо называется Богом: "Престол Твой, Боже"(Евр 1:8). И еще раз, по всей видимости, здесь: "помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости" (Евр 1:9). И многократно повторяется, что Сын выше ангелов, намного выше ангелов, и что Он не может быть ангелом, как тварные служебные духи.

Сын же не только участвовал в творении мира, но и держит всё Словом власти Своей. Ибо Три личности у Единого Бога, личность Отца, личность Сына и личность Духа Святого. И Бог сошел в мир, воплотился, чтобы совершить искупление человечества. Не ангел сошел, не тварное создание, но сам Бог. О чем и Павел говорит в первой главе послания к Евреям.

-3

#толкование #евангение #послание к евреям #апостол Павел #иисус Христос