Автомобильный мир сошел с ума. Производители объявили войну двигателям внутреннего сгорания. Несчастный дизель и вовсе причислен к исчадиям Ада. Все солидные компании бросились заниматься электрификацией. «Мягкие гибриды» сменяются гибридами подзаряжаемыми, а те — полноценными электромобилями. Некоторые уже объявили сроки полного отказа от ДВС. Скоро все автомобили станут бесшумными и ужасно «зелеными», а заправляться станут от розетки.
Так ли все просто, экологично и выгодно? А если выгодно, то кому? Начнем с инфраструктуры. Сегодняшние электромобили обещают проехать на электрической тяге километров четыреста, а то и больше. Дальше нужно заправляться. Точнее — заряжаться. Если емкость современных батарей уже довели до приемлемого уровня, то со скоростью зарядки не все так гладко. От обычной розетки заряжаться придется несколько часов. Специальные системы быстрой зарядки позволяют значительно сократить это время. Но где они? Построим, опутаем всю страну сетью зарядных станций! Охотно верю, если эта страна Голландия или, например, Люксембург. Сколько нужно времени и ресурсов, чтобы создать более-менее густую сеть зарядных станций в огромной России? И не только в городах-миллионниках и на основных магистралях, а везде, по всей стране. В той же Якутии. И как там зимой будут работать электромобили? С продвинутой в деле электрификации транспорта Норвегией прошу не сравнивать. Страна хоть и северная, но климат там достаточно мягкий: море рядом, а в нем теплое течение.
Теперь об экологии. Сам электромобиль бензина или дизельного топлива не потребляет, вредных выбросов не производит, даже технических жидкостей и смазок требует намного меньше. Красота да и только! А где и как произведена электроэнергия, необходимая для зарядки его батарей? Она тоже сплошь «зеленая»? О различных альтернативных, экологически чистых способах выработки электричества разговоры идут давно. Вроде уже и к делу перешли от разговоров — строят различные электростанции, которые вырабатывают «зеленый» ток. Только вот спрос на арабскую нефть и российский газ пока что-то не падает. Есть еще атомная энергетика — чистая пока все идет по плану. К чему могут привести аварии на АЭС человечество уже знает. Есть еще вопрос хранения и утилизации отработанного ядерного топлива.
Теперь о самом жутко «зеленом» электромобиле. Вы когда-нибудь видели процесс производства меди? На редкость «чистое» производство. А без меди электрических двигателей не бывает. Современные тяговые аккумуляторные батареи (те, которые обеспечивают пробег в 400 км) требуют цветных металлов. Их производство разве не вредит экологии нашей планеты? К тому же цветная металлургия дело достаточно энергоемкое. Как там, кстати, с экологической ситуацией в Норильске? А в Никеле? Автор бывал и там и там. Впечатления остались сильные!
Кстати, а вопрос с переработкой отслуживших аккумуляторов уже решен?
Ну, и о выгоде. Электромобиль заметно дороже своего бензинового или дизельного одноклассника. Зато потом владельцу обещают экономию на заправках и обслуживании. Но это затраты, которые растянуты по времени. А за машину всю сумму надо выложить сразу. Можно наличными, а можно и в кредит, чем наши соотечественники активно пользуются. Вырастет размер кредита — увеличится сумма ежемесячных платежей — прощай экономия на заправках.
А что будет с ценами на электроэнергию, когда спрос на нее значительно вырастет из-за развития электрического транспорта. Не очень верится, что она не подорожает. Причем сильно. А как будут отбиваться затраты на строительство зарядных станций? Они наверняка будут заложены в цену «заправки» электричеством. Что будет с вторичной ценой электромобиля, когда дорогущая батарея исчерпает свой ресурс? Вопросов пока больше, чем ответов.
Кто сегодня сможет ездить в России на электромобиле? Человек, который не будет испытывать проблем с зарядкой своей машины. А это владелец собственного дома. Причем не в далекой деревне, а в ближайшем пригороде. Ехать на электрической тяге несколько сотен километров до далекого мегаполиса да зимой, да по разбитым дорогам — еще та авантюра. И кто из жителей глубинки готов переплачивать за нулевые выбросы своего авто?
А вот добраться по хорошей дороге до работы в городе и обратно, может еще куда заскочить по пути, можно на одной зарядке, причем с запасом. Пробег — километров сто, может немного больше, вокруг — цивилизация, дороги — хорошие. Почему бы не использовать электромобиль? А для дальних поездок можно взять другую машину с традиционным двигателем внутреннего сгорания. А можно на поезде, или самолете вдаль отправится, там машину в аренду взять. Да и такси никто не отменял.
Выходит, потенциальный владелец электрокара человек достаточно состоятельный. Именно так и есть. И российский рынок это подтверждает — посмотрите на электромобили, которые продаются официально и ввозятся в страну неофициальным путем: «Мерседес», «Порше», «БМВ», «Тесла»... Что-то электрических «Логанов» и «Солярисов» пока не видно. Разве что престарелые электрониссаны везут из Японии.
Когда-то на смену паровой машине пришел двигатель внутреннего сгорания. Он оказался легче, мощнее, удобнее в эксплуатации. Но это был не приказ сверху, а естественный путь развития техники. Возможно, люди изобретут более эффективные аккумуляторы, научатся получать дешевую и чистую электроэнергию. Тогда электромобили постепенно станут доминировать на дорогах. Можно ли сделать это в приказном порядке? Вряд ли. Разве что в отдельных странах и регионах. Трудно представить себе африканцев или жителей Латинской Америки, повально пересевших на машины с электромотором к 2030 году. Да и в России такое развитие событий из области фантастики.