Найти в Дзене
Записки терапевта

Депрессия родителя и ребёнок

Мне хочется делать свои заметки с опорой на личный опыт и те чувства, которые я проживаю. Поэтому сегодня опишу недавно произошедшие события, которые заставили меня глубоко прочувствовать взаимосвязь родителя и ребёнка. Некоторые стечения обстоятельств моей жизни привели к тому, что я почувствовала перегруз своей нервной системы, что привело к апатии и чувству депрессии (клиническая депрессия диагностируется в случае наличия симптомов более 2х недель, поэтому я описываю не саму депрессию, а депрессивное состояние). Я ничего не хотела, ничего не чувствовала, у меня не было аппетита, я технически выполняла действия и ничего не чувствовала. Однако внутри подоплёкой была грусть, тоска и апатия. Я заметила, как мои дети считали это неожиданным для меня образом. Они стали ко мне ластиться в разы больше чем обычно, заглядывать мне в глаза, звать меня "мама, мама" и пытаться развеселить, переключить моё внимание. Но в тот момент я не могла на это отреагировать, я замечала их внимание, выда

Мне хочется делать свои заметки с опорой на личный опыт и те чувства, которые я проживаю.

Поэтому сегодня опишу недавно произошедшие события, которые заставили меня глубоко прочувствовать взаимосвязь родителя и ребёнка.

Некоторые стечения обстоятельств моей жизни привели к тому, что я почувствовала перегруз своей нервной системы, что привело к апатии и чувству депрессии (клиническая депрессия диагностируется в случае наличия симптомов более 2х недель, поэтому я описываю не саму депрессию, а депрессивное состояние). Я ничего не хотела, ничего не чувствовала, у меня не было аппетита, я технически выполняла действия и ничего не чувствовала.

Однако внутри подоплёкой была грусть, тоска и апатия. Я заметила, как мои дети считали это неожиданным для меня образом. Они стали ко мне ластиться в разы больше чем обычно, заглядывать мне в глаза, звать меня "мама, мама" и пытаться развеселить, переключить моё внимание.

Но в тот момент я не могла на это отреагировать, я замечала их внимание, выдавала улыбку, но мои глаза не могли дать им ответное чувство, они не могли дать им реакцию, живую настоящую, и дети считали это молниеносно.

Я вспомнила такие периоды в своём детстве, когда я замечала этот взгляд у мамы. Вспомнила чувство страха, тревоги, беспокойства, практически отчаяния и бесконечного страха, что я могу потерять близкого человека. Я точно также пыталась развеселить, привлечь внимание, быть хорошей, как-то оживить родителя. Мне повезло и в моём детстве такие периоды случались лишь эпизодически. Также как и со мной такое состояние длилось недолго. Спустя время мое состояние сменилось на напряженно-раздраженное, и в нем я уже выдавала реакцию, хоть и негативную, но живую.

Родитель и ребёнок переплетены друг с другом в единую систему. Для ребёнка близкий взрослый - это опора и гарант безопасности. Если с родителем что-то случается, значит и у ребёнка дальше не будет всё в порядке. Дети это понимают и тут же считываю, если родитель не подаёт живой человеческой реакции, если он в депрессии. В этот момент нервная система ребенка тут же бьёт тревогу, у него активизируется участки мозга, отвечающие за потребность в безопасности (лимбическая система), возрастает базовая тревожность, появляется беспокойство, возможно, невротизация.

Если такие периоды длятся долго или повторяются достаточно часто, то ребёнок в начале пытается с ними бороться, привлечь к себе внимание по-хорошему. Затем он может начать привлекать внимание плохим поведением, грубыми реакциями, капризами и истериками (что ещё больше угнетает родителя, находящегося и без того в сложной ситуации). Со временем ребёнок адаптируется к такому положению дел, он словно бы перестает замечать родителя, но это не так. Его мозг всегда чувствует беспокойство, ребёнок всё равно всегда подсознательно переживает за родителя, чувствует угрозу и опасность потери. А страх потери - самое страшное в нашей жизни. Даже агрессивный родитель выдаёт больше признаков жизни, чем депрессивный (там идут немного другие процессы).

Я очень рада, что сейчас всё больше внимания привлекается к родительским ресурсам. Например, об этом много говорит столь популярная Людмила Петрановская. По сути, так оно и выходит, что залог счастливого будущего ребёнка - это психическое здоровье его родителя. Когда с родителями всё хорошо, и ребёнок спокоен. Только тогда его мозг может работать в сторону освоения новой информации (при спокойной лимбической системы полноценно задействуется префронтальная кора).

Надеюсь, вы внимательны к себе. Понаблюдайте, как ребёнок реагирует на ваше состояние. Может быть, вы вспомните, как вы реагировали на депрессивные состояния ваших родителей. Семья - это система, где мы очень взаимосвязаны.