Самое сложное в работе психолога - это быть психологом своим детям. Помогать им разбираться с тонкими переживаниями, проблемами и конфликтами. Одно дело, если ребёнок переживает о лапке котёнка или что кто-то его обидел. Здесь сочувствие напрашивается само.
Но совсем другое дело, когда твой ребёнок бывает злым на невинных людей, не отзывается на их просьбы, делает больно другим.
Моя дочь ходит в садик. Сегодня я услышала фразу о том, что ей не нравится новая девочка, и она не хочет с ней дружить. Дочь: "эта девочка подходит ко мне, обнимает, любит и хочет со мной играть, а я её отталкиваю и хочу убежать. Не хочу, чтобы она меня любила и к подругам не хочу её своим пускать".
В этот момент во мне всплывает миллионы интроектов (неосознанно перенятых установок от других людей) "Так нельзя. Нужно дружить со всеми. Нужно со всеми делиться" и тому подобное.
Но на самом деле моя задача сделать так, чтобы она не отвергала свои чувства, чтобы она принимала свои желания и прислушивалась к себе. Самое сложное поддержать её в том, что она не хочет дружить с девочкой только потому, что та "не похожа на Барби или там принцессу" (хотя на мой взгляд, девочка симпатичная). Оговорюсь, что у нас есть чётко очерченные правила, что делать нельзя- нельзя бить и оскорблять, но можно обижаться, уходить, не дружить.
И я балансирую между разумными аргументами (что сложно привыкнуть к новым людям, первое впечатление бывает обманчивым, как ты думаешь, что чувствует девочка) и поддержкой решения дочери не играть.
Моя задача - остановить моё же морализаторство и услышать дочь. Признаюсь честно, с чужими людьми и детьми это сделать легче. Здесь есть тонкая грань между добродетелью как осознанным выбором и навязыванием её извне. Конечно же, мне в помощь техника активного слушания, прекрасно описанная Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
Хорошая новость, что в мире детского сада есть безумная динамика и тот, кого отталкиваешь сегодня, может стать твоим другом завтра. И тогда моя работа подмечать перемены, возвращать к ним.