Играл тут намедни мой малыш на зачёте. Играл далеко не оптимально, и посещали меня грустные думы. Печальные. Колючие.
Юноше Анатолию, шести лет от роду, уважаемая педагог выкатила нешуточные требования, записав его - и не в первый раз! - как обязательство, выступать перед комиссией, со всеми школьниками вместе. Свою программу Толя "разделил", в частности, с недавно учащейся девочкой-одиннадцатилеткой. И да, красавица была убедительнее. Звук, метр - всё при ней.
Комментируя выступления класса при разновозрастных детях и их родителях, наставница выразила недовольство конкретным выходом моего сына, и только его, заметив: мол, в пределах урока на пять с плюсом парень игрывал, а тут потери. Запоздалую первоклассницу похвалила, ибо та - наоборот - собралась, выдала свой максимум.
Да и вообще-то, всех учитель одарила добрыми словами, по каждой персоналии мастерски прошлась, с оптимизмом. А что до Толика, умеющего и показавшего заведомо больше иных младшеклассников, - одни сожаления. Уж слишком зелёный мой Толик. Ни собраться с мыслями как следует не может, ни сон дневной побороть. Вот так-то, неунывающая мамочка музыкантской тусовки. Втык Вам. Тянули, тянули, из кожи вон лезли - и не дотянули. Ну будет вам пятёрочка с минусом, хиленькая такая. В общем, дело труба. Маленький он у Вас, и всё тут. Но спрос "со всех одинаков".
И знаю я, понимаю, что играл мой ребёночек слабовато. Если включить шкалу абсолютного качества, если удариться в высокую аксиологию, - ценности его исполнение не несёт, решительно, никакой. Место его - в классе, с шутками-прибаутками, с физкультминутками типа "ручки устали, попрыгай заинькой", с поощрениями в виде зефирки-мармеладки, с поглаживанием по золотой макушке. Тогда, возможно, Толик благостно раскроется - мигом звёздочку с неба достанет.
И в то же время, как без игры на публике? Как без оценочных суждений? Отчётность - душа музыкального образования. Применительно к школьному возрасту, уж хотя бы пару раз в четверть необходимо показываться комиссии, осваиваться на сцене, выходить из зоны комфорта.
Но, думается, с шестилетками всё иначе. Не вяжутся с их активностью строгие баллы.
А позднее начало - риск. При достаточной природе, оно может быть продуктивным: в маленьком человеке многое постепенно дозревает.
А может и не быть...
Я за мягкий, нежный, очень плавный дошкольный старт для своих ребят. Я за умелых, играющих первоклашек, которые приходят в музыкальную школу осмысленно работать и звучать.
Но я таки знаю, чего это стОит детям и родителям, которым не всё равно.
Начинайте попозже, если у вас хватит нервов. У меня не хватило: страх несостоятельности - "не успеть", "не вписаться" - определил мой прогрессирующий перфекционизм в ДМШовской теме. И я не уверена нынче, что материнская дальновидность, тотальное планирование так уж спасительны в вопросах итогового качества.
Возможно, я вновь усложняю... и надобно просто радоваться жизни, не завышая запросов.
Но лично я - увы! - так не умею.