Найти тему
Автозавод NN

90 лет автомобилизации России: ГАЗ отмечает юбилей

Некоторые вещи стали символами эпохи. Может ли кто-то представить Великую Отечественную без «полуторки»? Или «бурные 60-е» без легендарной «Волги», ГАЗ-21, которая заполнила улицы советских городов? Ну, или «лихие 90-е», в которые чуть ли не весь малый бизнес пересел на «ГАЗели»? Или сегодняшние российские города без грузовиков и фургонов «ГАЗель NEXT»? Вряд ли… Вот так тесно переплетаются история одного завода и история всей страны. И в этом году у завода, о котором речь, важное событие: он празднует круглую дату.

Эпохи в жизни государства

В 2022 году Горьковский автомобильный завод отмечает 90-летний юбилей: 1 января 1932 года началась первая смена автозавода.

29 января с конвейера предприятия сошел первый грузовик – «полуторка» ГАЗ-АА. С момента своего основания и до сегодняшних дней ГАЗ выпустил около 19 млн автомобилей, освоил производство свыше 350 моделей техники.

История ГАЗ – это история становления и развития отечественного автомобилестроения. С продукцией завода связаны индустриальный подъем страны в ХХ веке, масштабная автомобилизация во всех сферах народного хозяйства.

Многие модели ГАЗ олицетворяют целые эпохи в жизни государства. Достаточно вспомнить легендарную «эмку», ГАЗ М-1, и «полуторку», ГАЗ-АА, знаменитые внедорожники ГАЗ-69 и ГАЗ-66, самый массовый среднетоннажный грузовик ГАЗ-53, легковые «Победу», «Волгу» и «Чайку». И, разумеется, «ГАЗель», которая стала символом целого класса легких грузовиков в стране.

Сегодня Горьковский автозавод – ключевое предприятие «Группы ГАЗ» и лидер отечественного рынка коммерческого транспорта. В сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) на его продукцию приходится 50%. Из среднетоннажных грузовиков, работающих в России, 70% произведены на ГАЗ. Продукция ГАЗ экспортируется в 50 стран мира, завод является одним из ведущих центров локализации и импортозамещения. Автокомпонентные производства ГАЗ выпускают более 5 тыс. наименований продукции.

История новая

В годы Великой Отечественной войны ГАЗ перешел на выпуск военной продукции. На заводе производили легкие танки, бронеавтомобили, самоходные артиллерийские установки, боеприпасы. Но никуда не делось автопроизводство. «Полуторки», ГАЗ-АА, продолжали собирать в огромных количествах. Ведь война XX века – это прежде всего война ресурсов. Без снабжения и грузового транспорта в ней не победить.

-2

Коллектив предприятия за самоотверженный труд в годы войны награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Также заводу 33 раза присуждалось переходящее знамя Государственного комитета обороны.

Послевоенный период – время возрождения и восстановления. Его символом стали новые автомобили: ГАЗ-51 и легковая «Победа», ГАЗ-М20. Грузовики ГАЗ участвовали в послевоенном восстановлении промышленности и сельского хозяйства, поднятии целины.

-3

«Лихие 90-е» – и снова возрождение. То, что политики аккуратно называют «переходным периодом», по сути, явилось медленной революцией. Перестроилась вся экономика, и далеко не все советские автозаводы пережили такую перестройку.

ГАЗ не только выжил, но и создал локомотив возрождения – легкий коммерческий автомобиль «ГАЗель». Именно он, а не подержанные грузовые иномарки, вывез на себе экономику страны. А название модели стало именем нарицательным: когда говорят: «Тут нужна “Газель”», имеется в виду, что требуется легкий грузовик.

История новейшая

Времена меняются, вместе с ними меняется ГАЗ. Неприхотливые и простые «ГАЗели» устраивали уже не всех. Тем более что конкуренты не дремали, почти все иностранные автоконцерны начали продажи своих LCV в России.

-4

В 2000-х годах началась новейшая история предприятия. На заводе внедрили современные производственные технологии и разработали новое поколение коммерческих автомобилей. Только за последние десять лет было модернизировано более 700 тыс. кв. м производственных площадей, построены новые сварочные линии, современный цех штамповки, высокотехнологичный окрасочный комплекс, новые автокомпонентные производства. И, что особенно важно, ГАЗ внедрил систему управления качеством, созданную по ведущим международным стандартам.

За последние несколько лет ГАЗ полностью обновил модельный ряд. Более того, завод вышел в сегменты коммерческого транспорта, где ранее безраздельно царили зарубежные производители. Появились принципиально новые семейства: грузовой и грузопассажирский автомобили «ГАЗель NEXT», цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT», среднетоннажные грузовики «ГАЗон NEXT» и «Валдай NEXT», внедорожник «Садко NEXT», маршрутные микроавтобусы «ГАЗель NEXT» и «ГАЗель City».

-5

В 2021 году инженеры Горьковского автозавода завершили разработку «ГАЗели NN». Это не просто очередное поколение популярной модели, серия NN – история особая. Это базовая платформа для создания принципиально нового семейства коммерческих автомобилей. Электронная архитектура и широкое использование цифровых сервисов превращают автомобиль из простого инструмента в помощника и партнера предпринимателя. Цифровые функции, заложенные в нынешнюю «ГАЗель NN», – только начало. По мере развития технологий количество сервисов будет увеличиваться.

ГАЗ работает и над созданием транспорта будущего. На предприятии разработаны электромобили и водоробусы, машины с автоматическими системами помощи водителю, идет активная работа над внедрением беспилотных технологий.

-6

Сегодня ГАЗ – это символ промышленного успеха. И, несмотря на солидный возраст, предприятие только молодеет, потому что развитие никогда не останавливается. Как пела одна известная российская рок-группа, «все у парня впереди, парню 90 лет».

#газ #газель #авто #инновации #транспорт