Сегодня вы узнаете как выглядел самый фантастический поезд за всю историю человечества.
Вот так выглядел Breitspurbahn рядом с обычным железнодорожным составом. В огромных вагонах помещались бассейны и кинотеатры, читальные залы и смотровые площадки.
Breitspurbahn выглядит так словно его придумывал человек под веществами, но начиналось всё очень логично. Во времена Первой мировой главными транспортными артериями оставались железные дороги. Грузовики и самолеты тогда уже были, но пропускная способность у этих динозавров..., но вы сами все понимаете. Вот и германские лидеры тоже все понимали. Как только Гитлер пришел к власти он сразу же занялся модернизацией железных дорог.
Существует несколько способов увеличить пропускную способность железнодорожных магистралей. Во-первых можно увеличить скорость перемещения поездов: пусть за один час по ветке проходит не три состава, a 10. Во-вторых можно увеличить нагрузку на ось: максимальная вместимость вагона 20 тонн, наработаем конструкцию и будет 60 тонн. В-третьих можно усовершенствовать механизм сцепления, тем самым нарастив мощность поезда: раньше в одном составе было 20 вагонов а теперь будет 50, ну и так далее.
Но германское правительство выбрало самый эффектный вариант: нужно увеличить размеры. Больше, выше, быстрее - наша железная дорога самая железная в мире. Третий рейх не страдал манией величия, он ею наслаждался! Самая мощная пушка, самый тяжёлый танк, самый большой дворец! Монументальная железная дорога отлично вписывалось в концепт.
Breitspurbahn в переводе на русский означает "широко колейная железная дорога", и колея была действительно широкой. Целых 3000 миллиметров в ширину! Для сравнения ширина российских железнодорожных путей - 1520 мм, а европейских - 1435 мм. Breitspurbahn была в два раза шире.
Грандиозный проект, вот только придумали его не инженеры, а политики. 17 октября 1941 года Гитлер вызвал рейхсминистра вооружения и боеприпасов Фрица Тодта и отдал приказ. Несчастный рейхсминистр оценил масштаб и понял, что попал. Между европейской колеей и русской разница всего 8,5 см, но даже это расхождение создает массу проблем.
Нужно состыковывать два типа железной дороги, а на узловых станциях организовывать замену вагонных тележек. Но переставить вагоны с европейских тележек на русские все-таки можно, а переставить вагоны с обычной колеи на трехметровую нельзя! Это физически невозможно. Для ширококолейных поездов придется построить отдельную инфраструктуру с вокзалами, развязками, специальными мостами. Но зачем стране две железные дороги? Может лучше одну до ума довести?
Железнодорожники предлагали гитлеру другие варианты. К примеру расширить двухпутную магистраль до четырехпутной. Расходов минимум, а пропускная способность железной дороги увеличивается в два раза. Сейчас этот способ используют во всех нагруженных железнодорожных направлениях. Но Гитлер хотел мега крутую железную дорогу, а инженеры не хотели в концлагерь, поэтому проект Breitspurbahn пошел в работу.
По началу вводные данные постоянно менялись. Нужно 3 метра колеи, нет 4 или 5, а лучше 6. Нет стоп! Все-таки 4. Гитлер долго метался между вариантами, но в конце концов вернулся к первоначальному .
В проекте Breitspurbahn приняли участие тяжеловесы германской промышленности. В разработку вложились производители локомотивов Borsig, машиностроительные компании Henschel-Werke и Krauss-Maffei Wegmann, крупнейший промышленный Friedrich Krupp AG Hoesch-Krupp.
Уже в 1942 году появились первые наброски и расчеты. Первоначально ширококолейная магистраль должна была соединить Гамбург, Берлин, Нюрнберг, Мюнхен и австрийский Линц. По мере расширении Германии на запад и на восток, конструкторы предлагали построить новые ветки. Париж, через Белград до стамбула, через Киев до Ростова. Потом появились еще более безумные проекты.
1941 год был удачным для Германии: почти без боя они взяли Европу и стремительно продвигались по Советскому Союзу, приближаясь к Москве. Тогда гитлер искренне верил в победу: еще пара лет и весь мир будет принадлежать Третьему рейху, а поэтому железнодорожные магистрали Гитлер планировал с размахом.
Он хотел провести Breitspurbahn до Рима и до Испании, протянуть через Ростов до Индии, а оттуда во Владивосток. Список городов, соединенных железной дорогой, всё разрастался. Французский Брест, Кабул, Хабаровск, Якутск - немцы собирались построить мост через Берингов пролив и тянуть Breitspurbahn через Аляску до Канады и США.
Эпический размах и поезда Breitspurbahn тоже были эпические! Никаких узких проходов, никаких полок в два ряда. Ширина вагона Breitspurbahn составляла 8 метров, длина 42 метра, а высота 7,5 метра - этот поезд был выше чем двухэтажное здание! Общая длина состава достигала 1200 метров. Breitspurbahn мог принять на борт до 4000 человек, не считая экипажа, обслуживающего персонала и вооруженной охраны.
Вагоны первого класса выглядели как дворцы: красное дерево, ковры, мягкая мебель. Там были бары и салоны, для общения и отдыха, читальные залы и 12 туалетов на один вагон!
В спальных вагонах имелись мини-кухни: пассажиры, у которых не было денег на рестораны, могли приготовить еду прямо в поезде. Полезная фишка если вы путешествуете из Берлина во Владивосток! А еще там были гардероб, душевая и столовая.
В поезде была собственная парикмахерская, кинозал на 196 мест, ванные комнаты, сауна, прачечная и даже бассейн. До этих стандартов не все современные отели дотягивают.
Багажные вагоны в Breitspurbahn были настолько вместительные, что в них помещалось 8 автомобилей и оставалось место для остального багажа.
В конце поезда находился вагон со смотровой площадкой. Пассажиры могли бы ходить туда как на балкон и любоваться видами.
К безопасности немцы подошли предельно серьезно. На крыше багажного вагона установили на турели 20-мм зенитные пушки, а внизу разместили арсенал. Там же дежурил артиллерийский расчёт.
Весела вся эта роскошь более 10 000 тонн - это на пару тонн больше, чем любой современный поезд. Чтобы сдвинуть такую махину с места требовались мощнейшие локомотивы. Машины 40-х годов с такой задачей справится не могли. Для Breitspurbahn требовался новый локомотив и конструкторы приступили к разработкам.
Всего за один год немцы придумали четыре десятка разных вариантов. Среди проектов были гигантские паровозы, газотурбовозы, дизель, гидравлические локомотивы и даже электропоезда.
Самый грандиозный локомотив из этого списка имел мощность 28,8 тысяч кВт. Он должен был разгонять Breitspurbahn до скорости 250 км/ч.
Для сравнения: до 2020 года самым мощным электровозом на планете был российский "4ЭС5К" и выдавал он всего 10 652 кВт, и только в 2020 году китайцы построили электровоз который достиг мощности 28,8 тысяч кВт. Немцы планировали сделать то же самое 77 лет назад!
Разработка мощного локомотива была не единственной задачей конструкторов. Когда объект, высотой с двухэтажный дом, движется на скорости 250 км/ч, возникает сильнейшее сопротивление воздушного потока. Чтобы его понизить составу предали обтекаемую аэродинамическую форму. А еще возникла проблема тормозного пути обычный поезд начинает притормаживать приблизительно за 500 метров до станции, ноу Breitspurbahn тормозной путь составлял 3 километра, а при экстренном торможении 1,5 км. На таком расстоянии машинисты не могли разглядеть огоньки железнодорожных сигналов. Специально для Breitspurbahn конструкторы разработали новую систему предупреждения: высокочастотные датчики передавали информацию прямо на пульт машинисту и в машинное отделение, по этому же принципу работают современные сигнальные системы. Кроме того инженеры создали уникальные системы освещения, отопления и вентиляции.
С железнодорожными магистралями тоже возникли сложности: обычные рельсы не выдерживали чудовищную нагрузку, а земля под ними рассыпалась. Чтобы решить проблему инженеры разработали новый способ укрепления почвы. Рассчитали уникальные профили рельсов, изменили принцип крепления шпал и настилов.
Для создания Breitspurbahn пришлось переделывать буквально всё. Вот скажем локомотивы электровозы: мощные, скоростные, экономичные, но для работы электровоза нужна электрическая сеть и не абы какая а мощная (28,8 тысяч кВт это очень серьезно).
В середине 30-х в Германии уже стартовала электрификация железных дорог. Вдоль рельсов были протянуты воздушные линии однофазного переменного тока, напряжением 15 кВ и частотой 16,66 герц.
Но для Breitspurbahn требовалось как минимум 50 кВ, а лучше бы соточку, при частоте 50-60 герц. Поначалу инженеры хотели использовать те же воздушные линии провесив более мощные провода, но эта конструкция не выдерживала нагрузок, и тогда инженеры переделали все с нуля, запитав локомотив от контактного рельса. Этот же способ используют в современном метро.
Чтобы обеспечить Breitspurbahn достаточным количеством электричества, конструкторы запланировали строительство десятков электростанций. При чем строить их собирались прямо вдоль железнодорожных магистралей.
Breitspurbahn был совершенно безумным проектом и все-таки его начали воплощать в жизнь.
Уже к 1943 году немцы построили экспериментальный участок пути, сделали макет локомотива и вагонов. Первую ширококолейку планировали построить в 1945 году, а через 5 лет грандиозные поезда Третьего рейха должны были курсировать из Берлина в Россию. Гитлер уже выбирал эскизы железнодорожных вокзалов. Последний раз планы по строительству Мюнхенского вокзала Фюрер рассматривал в марте 1945 года, а через два месяца тысячелетний рейх рухнул.
Всё, что осталось от фантастического проекта - это короткий участок колеи, обломки макетов и ворох чертежей.
Как вы думаете, смогли бы немцы построить Breitspurbahn? Давайте вынесем за скобки войну и дефицит ресурсов. Возможно ли в середине двадцатого века реализовать такую грандиозную идею?
Делитесь своим мнением в комментариях и ставьте лайки, если вам понравилась данная статья!
Видео, по данной статье: https://goo.su/hkVmz65