Найти тему
Кабинет Востоковеда

Житие мое: ранняя буддийская скульптура в Индийском музее в Калькутте.

В Индийском музее Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata) есть потрясающая коллекция раннего буддийского искусства. Речь идёт о каменных стелах и отдельно стоящих скульптурах (в том числе и металлических), иллюстрирующих жизнь и творчество Сиддхартхи Гаутамы (VI-V вв. до н.э.), исторического Будды и основателя Учения. И, как обычно, при всём великолепии общей картины, особое внимание привлекают выразительные детали, о которых говорится в сутрах.

Мать Сиддхартхи, царица Майя увидела сон, в котором в её лоно вошёл белый слон. Наяву тоже всё было хорошо: Майя была супругой одного из северо-индийских раджей, и этот сон ей приснился в ночь зачатия. Сновидение Майи, которая возлежит на царском ложе в окружении вооружённой охраны, выглядит как известная сцена из х/ф "Миссия невыполнима".

Сон Майи. II в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Сон Майи. II в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Сон Майи (фрагмент). Индия, II в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Сон Майи (фрагмент). Индия, II в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en

Майя переносила роды стоя и держась за ветви дерева. В барельефах каменной стелы маленький Сиддхартха буквально выпархивает из её тела где-то в области талии.

Рождение Будды. Индия, династия Пала, X в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Рождение Будды. Индия, династия Пала, X в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en

В возрасте примерно 36 лет сын индийского правителя увидел и осознал достаточно для того, чтобы понять, чем он может быть полезен сам себе и человечеству. Первая проповедь Будды, во время которой он произнёс Четыре Благородных Истины, состоялась перед его учениками и другими свидетелями.

Первая проповедь Будды. II-III вв. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Первая проповедь Будды. II-III вв. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en

Среди свидетелей справа от Будды оказался мужчина с бородой, сбежавший из античной скульптуры. Таково свойство художественной традиции Гандхары.

  • Это историческая область на территории современных Пакистана и Афганистана, которая являлась частью империи Александра Македонского. С ним путешествовали не только военные и возили с собой не только мечи, поскольку Александр занимался не только захватом территорий, но и пытался осуществлять культурную экспансию.
Первая проповедь Будды. II-III вв. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Первая проповедь Будды. II-III вв. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en

  • Поэтому с I по V вв. в буддийской скульптуре Гандхары мы наблюдаем интерес к складочкам одеяний, аркообразные разлёты бровей и другие черты древнегреческих образов, включая неожиданных бородачей, знакомых по эллинистической скульптуре.

Будда под грибочками? Не совсем. Зонт, или чатра (IAST chatra) - индийский символ защиты и царской власти. Зонт защищает от солнца, в древнеиндийской традиции зонты несли в свите царя и считалось, что тень, которую отбрасывает зонт, символически защищает не только от жары и солнечных лучей, но и от болезней и любых иных вредоносных сил.

Зонт перешёл в буддийскую символику как аналогичный символ защиты от негативных воздействий.

Чудо в Сравасти. Индия, Ii в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Чудо в Сравасти. Индия, Ii в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en

Но здесь всё ещё интереснее. Этот барельеф иллюстрирует т. н. Двойное чудо Будды, описанное в сутрах. Дело было в индийском городе Шравасти (др. вариант транслит. Сравасти) и двойственность чуда просветлённого существа заключалась в том, верхняя часть тела Будды исторгала языки пламени, а нижняя - потоки воды. В общем, знакомая ситуация 1 января.

Чудо в Сравасти (фрагмент). Индия, Ii в. Индийский музей Калькутты / Indian Museum Kolkata. Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Чудо в Сравасти (фрагмент). Индия, Ii в. Индийский музей Калькутты / Indian Museum Kolkata. Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en

В буддийской иконографии зонт располагается над головами будд и бодхисаттв. В ранней буддийской металлической скульптуре Индии появляется мотив "пылающей" мандорлы, которая символизирует сияние божественности.

Будда. Индия, династия Пала, X-XI вв. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Будда. Индия, династия Пала, X-XI вв. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en

В возрасте 79 лет жизненные силы Сиддхартхи Гаутамы подошли к концу, он прилёг на бочок и умер, перейдя в махапаринирвану. И если нирвана - это освобождение из круговорота перерождений, то паринирвана - это ещё и абсолютная зачистка сознания. У просветлённого существа, которое переходит в паринирвану, аннигилируются все воспоминания, которые связывали его с сансарой и всеми его прошлыми жизнями.

Махапаринирвана Будды. Индия, II в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Махапаринирвана Будды. Индия, II в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en

Поэтому сцена завершения жизни Будды в физическом теле всегда выглядит довольно пасторально: ведь это не только конец всего, как хорошего, так и плохого, это ещё и полное забвение, когда не о чем жалеть и нечего помнить. Ведь "многие знания - многие печали". (с)

Махапаринирвана Будды (фрагмент). Индия, II в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en
Махапаринирвана Будды (фрагмент). Индия, II в. Индийский музей Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata). Эл. ресурс URL: https://artsandculture.google.com/story/lQXxcg_jrsTeKg?hl=en

Литература.

Кабинет Востоковеда

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.