В Индийском музее Калькутты (англ. Indian Museum Kolkata) есть потрясающая коллекция раннего буддийского искусства. Речь идёт о каменных стелах и отдельно стоящих скульптурах (в том числе и металлических), иллюстрирующих жизнь и творчество Сиддхартхи Гаутамы (VI-V вв. до н.э.), исторического Будды и основателя Учения. И, как обычно, при всём великолепии общей картины, особое внимание привлекают выразительные детали, о которых говорится в сутрах.
Мать Сиддхартхи, царица Майя увидела сон, в котором в её лоно вошёл белый слон. Наяву тоже всё было хорошо: Майя была супругой одного из северо-индийских раджей, и этот сон ей приснился в ночь зачатия. Сновидение Майи, которая возлежит на царском ложе в окружении вооружённой охраны, выглядит как известная сцена из х/ф "Миссия невыполнима".
Майя переносила роды стоя и держась за ветви дерева. В барельефах каменной стелы маленький Сиддхартха буквально выпархивает из её тела где-то в области талии.
В возрасте примерно 36 лет сын индийского правителя увидел и осознал достаточно для того, чтобы понять, чем он может быть полезен сам себе и человечеству. Первая проповедь Будды, во время которой он произнёс Четыре Благородных Истины, состоялась перед его учениками и другими свидетелями.
Среди свидетелей справа от Будды оказался мужчина с бородой, сбежавший из античной скульптуры. Таково свойство художественной традиции Гандхары.
- Это историческая область на территории современных Пакистана и Афганистана, которая являлась частью империи Александра Македонского. С ним путешествовали не только военные и возили с собой не только мечи, поскольку Александр занимался не только захватом территорий, но и пытался осуществлять культурную экспансию.
- Поэтому с I по V вв. в буддийской скульптуре Гандхары мы наблюдаем интерес к складочкам одеяний, аркообразные разлёты бровей и другие черты древнегреческих образов, включая неожиданных бородачей, знакомых по эллинистической скульптуре.
Будда под грибочками? Не совсем. Зонт, или чатра (IAST chatra) - индийский символ защиты и царской власти. Зонт защищает от солнца, в древнеиндийской традиции зонты несли в свите царя и считалось, что тень, которую отбрасывает зонт, символически защищает не только от жары и солнечных лучей, но и от болезней и любых иных вредоносных сил.
Зонт перешёл в буддийскую символику как аналогичный символ защиты от негативных воздействий.
Но здесь всё ещё интереснее. Этот барельеф иллюстрирует т. н. Двойное чудо Будды, описанное в сутрах. Дело было в индийском городе Шравасти (др. вариант транслит. Сравасти) и двойственность чуда просветлённого существа заключалась в том, верхняя часть тела Будды исторгала языки пламени, а нижняя - потоки воды. В общем, знакомая ситуация 1 января.
В буддийской иконографии зонт располагается над головами будд и бодхисаттв. В ранней буддийской металлической скульптуре Индии появляется мотив "пылающей" мандорлы, которая символизирует сияние божественности.
В возрасте 79 лет жизненные силы Сиддхартхи Гаутамы подошли к концу, он прилёг на бочок и умер, перейдя в махапаринирвану. И если нирвана - это освобождение из круговорота перерождений, то паринирвана - это ещё и абсолютная зачистка сознания. У просветлённого существа, которое переходит в паринирвану, аннигилируются все воспоминания, которые связывали его с сансарой и всеми его прошлыми жизнями.
Поэтому сцена завершения жизни Будды в физическом теле всегда выглядит довольно пасторально: ведь это не только конец всего, как хорошего, так и плохого, это ещё и полное забвение, когда не о чем жалеть и нечего помнить. Ведь "многие знания - многие печали". (с)
Литература.
- Александрова Н. В. Лестница до небес: чудо в картине мира буддиста-паломника (V–VII вв.). // Studia Religiosa Rossica. № 1. М.: РГГУ, 2021. С. 44.
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 223-224.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.