Ранее в предыдущей статье был освещен вопрос обмана потребителя, а именно реализации товара по цене, отличающейся о цены, указанной на ценнике. Но, нередко бывают случаи, когда во время обслуживания на кассе потребители замечают несоответствие цены и обращают на это внимание продавца. Добросовестный продавец признает ошибку и продаст Вам товар по цене, указанной на ценнике.
Напомним некоторые правовые аспекты данного вопроса
Согласно п.1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), информация о цене должна быть предоставлена потребителю своевременно, то есть до заключения договора. Такая информация влияет на правильный выбор товара потребителем. Одновременно с этим, цена является условием публичной оферты, обращённой к потребителю.
В соответствии с положением п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
В указанном случае ГК РФ, предусматривает право гражданина на обращение в суд в целях понуждения продавца к заключению договора (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ). Однако, согласитесь, вряд ли кто-либо из потребителей будет обращаться в суд с подобным требованием, когда цена вопроса — это стоимость булки хлеба или пакета молока.
Что же еще можно предпринять?
В соответствии со ст. 15 Закона можно взыскать с продавца компенсацию морального вреда, причинённого потребителю отказом в заключении публичного договора купли-продажи. А в случае неудовлетворения нашего требования в досудебном порядке, то есть при обращении в судебный орган, штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона, п. 45 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителя») + судебные расходы.
Готовимся к защите
· Проводим фото- или видео- съемку ценника (запись или фотография должны быть четкими, отлично, если на ценнике будет указано наименование (фирменное наименование) продавца;
· Фотографируем вывеску или информацию для потребителей, чтобы понять кто собственно является нашим продавцом (например, Иванов И.И. или ООО «Лучик) и к кому предъявлять требования
· Фотографируем адрес торгового объекта.
· Фиксируем на видеосъемку отказ работника продавца продать нам товар, по цене, указанной на ценнике. При невозможности – привлекаем свидетелей, однако это всегда затрудняет процесс защиты, поскольку ни всех свидетелей прельщает перспектива участия в судебном процессе пусть и по гражданскому делу.
Защищаем права
Вы можете направить обращение в Роспотребнадзор. Данное нарушение не образует состава административного нарушения, однако надзорный орган может принять в отношении хозяйствующего субъекта иные меры реагирования.
В рамках досудебного урегулирования спора с продавцом, Вы можете потребовать в претензии компенсации морального вреда. В случае получения отказа – обратиться в судебный орган для получения компенсации морального вреда, взыскания судебных расходов, а также штрафа.
Дополнительно: о том, как составить, направить или вручить претензию мы подробно говорили с статьях «Пишем и направляем претензию», «Проблемы направления и вручения претензии».