Найти тему
История живописи

Незавершенная картина Брюллова, его "Досада Пскова"

"Осада Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году"
"Осада Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году"

Перед нами так и незаконченная батальная картина К. Брюллова. Его не любимый труд, который он начинал с энтузиазмом, постепенно сошедшим на нет. Но почему же это произошло, ведь идею об этой картине он выносил сам и у него, можно сказать был карт-бланш от самого императора на ее написание? Давайте попробуем разобраться.

Итак, после успеха картины "Последний день Помпеи", Брюллов возвращается в Россию с триумфом. Его картина имела успех, как в Европе, так и на Родине. Почти сразу после возвращения Брюллов встречается с императором Николаем I, который предлагает ему создать еще одно эпическое историческое полотно, но на этот раз на тему русской истории. Николай предлагает ему сюжет о взятии Казани, где можно было бы изобразить и царя – Ивана IV Грозного.

Но у художника уже была идея о написании исторической картины, посвященной эпизоду в осаде Пскова войсками Стефана Батория (1581–1582 годы). Она возникла под влиянием «Истории государства Российского» Карамзина и особенно "Истории княжества Псковского" митрополита Евгения (Болховитинова). В последнем произведении художник и прочитал тот эпизод, который ляжет в основу картины. Привожу цитаты оттуда:

«Тогда Воеводы послали в Собор к Духовенству сказать, чтобы они принесли к Пролому Мощи Святого Благоверного Князя Псковского Гавриила с чудотворными Иконами Богородицы и другими. Немедленно подняты из Собора сии Святыни; а наперед их прискакали к Пролому на конях три Монаха, Печерского Монастыря Келарь Арсений Хвостов, Снетогорского Монастыря Казначей Иона Наумов и Игумен Mapmupий, все родом из Бояр и в Мiре бывшие храбрыми воинами.»

«Вслед за сим появилось Духовенство, несущее Мощи Благоверного Князя Гавриила и чудотворные Иконы. Началось молебствие перед самым проломом в виду защитников и врагов, и продолжалось шествием к Покровской Церкви. Cиe зрелище вдохнуло защитникам такое мужество, что все устремились в пролом на неприятелей; сами женщины вмешивались в сражение: иные приносили жаждущим воинам питье, иные подавали оружие, иные сами бросали на врагов камни и со стен лили на них кипящую воду и всякие нечистоты. Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное.»

Прочитав источник становится понятно почему на картине все изображено именно таким образом. Но давайте же немного подробнее остановимся на том историческом отрезке, который предшествовал этим событиям.

Итак, вторая половина XVI века, идет Ливонская война (1558-1583). В ходе этой долгой и изнурительной войны на Руси возникло такое известное даже неспециалистам явление как «опричнина», а также возникло то самое государство, с которым Россия будет потом, в дальнейшем много и с переменным успехом воевать – Речь Посполитая. О ходе войны я не буду здесь писать подробно, интересующиеся могут найти всю необходимую информацию на просторах Интернета. Король Польский и великий князь Литовский Стефан Баторий отбивает в 1579 году у русских потерянный ранее Полоцк, а в 1580 захватывает уже русские крепости (Великие Луки, Невель и другие). И вот на следующий год он ведет свою армию к Пскову, овладение которым окончательно закроет вопрос собственно Ливонии (современные территории Эстонии и Латвии), за которую и велась война (и по названию которой она называется в нашей историографии). За осадой последовало несколько штурмов города, в ходе которых неприятель смог захватить Покровскую и Свинузскую башни, частично разрушить городскую стену и пытался ворваться в город. Этот момент в том виде, в котором он дошел до нас из источников, и решил запечатлеть художник.

Современный вид Покровской башни в Пскове. Свинузскую башню восстанавливать не стали, на карте Пскова то место так и обозначено "Руины свинузской башни"
Современный вид Покровской башни в Пскове. Свинузскую башню восстанавливать не стали, на карте Пскова то место так и обозначено "Руины свинузской башни"

Работа над «Осадой Пскова» продолжалась на протяжении 1839-1843-х годов. Причем император распорядился назначить группу историков в помощь художнику, снарядить экспедицию к месту исторического события. Таким образом в июне 1836 года Брюллов поехал туда вместе с Федором Солнцевым, с известным живописцем того времени, историком. С тем самым Солнцевым, который позже заметил, что у Брюллова получается не осада, а какой-то крестный ход. На мой взгляд немного странное утверждение для историка, ведь на картине во многом отображено то, что в упомянутой выше «Истории княжества Псковского», впрочем, это вопрос приоритетов и восприятия.

Брюллов первоначально увлечённый и желавший превзойти самого себя, постепенно перегорал. К тому же ему постоянно досаждали советами и указаниями. Чрезмерная опека и давление привели к обратному результату. Брюллов потерял интерес к картине, повернул недописанный холст к стене и больше к работе над ним не возвращался. В итоге картина осталась частично незаконченной и до конца жизни художника висела в мастерской. Сам Брюллов с сожалением называл ее «Досада Пскова».

На самом деле, если внимательно посмотреть на картину, то можно увидеть, что реально незаконченных элементов осталось очень и очень мало (подробнее об этом далее). Искусствоведы даже нашли дату на холсте: «11 июля 1843 года», то есть можно сказать, что художник считал свою работу выполненной и больше к ней не возвращался.

Один из эскизов полотна, на ней можно обнаружить и второго монаха вдали
Один из эскизов полотна, на ней можно обнаружить и второго монаха вдали

Монах верхом на коне с крестом в руке

Вот как сказано об этом в «Истории княжества Псковского» митрополита Евгения «…прискакали к Пролому на конях три Монаха, Печерского Монастыря Келарь Арсений Хвостов, Снетогорского Монастыря Казначей Иона Наумов и Игумен Mapmupий». На раннем эскизе можно увидеть еще одного монаха верхом на коне и взывающего к людям. Лихачество монахов можно также объяснить цитатой из того же произведения: «все родом из Бояр и в Мiре бывшие храбрыми воинами».

Монах на коне с крестом в руке
Монах на коне с крестом в руке

Польское знамя

Красное знамя противника, на котором можно заметить польский герб – белый орел и такой же орел в навершии этого флага. В армии Батория было значительное количество наемников, немцев и венгерцев, но несомненно, что поляки в нем были тоже. Перерубленное древко флага символизирует исход битвы – Псков не был сдан, осада снята, а вскоре было заключено десятилетнее перемирие с Речью Посполитой (1582).

Знамя с гербом Польши
Знамя с гербом Польши

Женщина перекрещивает сына

Подросток берет в руки копье и идет сражаться с выражением одновременно страха и решимости, а его мать перекрещивает его двуперстием. Троеперстие введут много позже в 1650-х годах в результате реформ патриарха Никона.

Мать благословляет своего сына
Мать благословляет своего сына

Воинам дают напиться

Еще одно явное влияние книги Евгения Болховитинова. «сами женщины вмешивались в сражение: иные приносили жаждущим воинам питье, иные подавали оружие, иные сами бросали на врагов камни»

Воины жадно пьют принесенную им воду
Воины жадно пьют принесенную им воду

Незавершенные элементы картины

Брюллов так и не завершил эту картину, не потому что не хватило времени, а потому, что не хватило творческого "запала"
Брюллов так и не завершил эту картину, не потому что не хватило времени, а потому, что не хватило творческого "запала"

На мой взгляд картина не была так уж плоха, как утверждали некоторые современники. Как мне кажется, основная ее проблема была в том, что она была не так хороша, как "Последний день Помпеи". Брюллов стал заложником той высокой планки, которую сам себе установил и видя, что эта картина до нее не дотягивает, у него опустились руки, и по этой причине он не любил ее вспоминать. Но это не делает ее совсем уж неудачной, не так ли?..

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #русская живопись #картины со смыслом #изобразительное искусство #карл брюллов #художник