Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Как известно, на территории практически всех регионов нашей страны наблюдается континентальный климат. Грубо говоря, это означает, что лето тёплое, зима холодная. По крайней мере, в теории должно быть именно так. А зимой земля покрывается снегом, в том числе автомобильные и железные дороги, а их нужно чистить для беспрепятственного проезда по ним транспорта.
В этой статье я расскажу, как справляются со снегом на железной дороге. Но перед этим немного о том, что будет, если пути не чистить. В первую очередь, как и на обычной дороге, снег создаёт сопротивление движению, из-за чего снижается КПД локомотива и растёт потребление энергоносителей - солярки или электричества. Помимо этого, ухудшается сцепление между колесом и рельсом, что увеличивает тормозной путь. В конце концов, после обильного снегопада, снеговые массы, по ходу движения, могут плотно набиться, заполнив подвагонное пространство, что не есть хорошо. Так что, со снегом необходимо бороться!
Путевые машины для борьбы со снегом
Для борьбы со снегом на перегонах и станционные путях применяются два типа путевых машин, поговорим про каждую в отдельности.
Снегоочиститель
Снегоочиститель - это специализированный вагон, который оборудован, непосредственно снегоочистительными устройствами. Снегоочистители бывают роторными и даже реактивными, а также встречаются более простые - клиновый или плуговой.
В нашей стране, используемые снегоочистители не являются самоходными, их цепляют к тепловозу, который и будет толкать вагон. В некоторых странах снегоочистители - это самоходная единица подвижного состава.
Снегоочистители с плугом или клином используются для очистки путей от снега на перегонах, для однопутных и двухпутных участков используются разные виды плугов, которые, понятное дело, отличаются по ширине. Снег отбрасывается недалеко. А вот роторные снегоочистители куда мощнее, да и снег могут отбрасывать аж на 50 метров.
Снегоуборочная машина
А вот снегоуборочные машины, пожалуй, будут поинтересней. Их, в основном, используют для очистки станционных путей. Просто так накидать снега в сторону - здесь не получится, есть боковые пути и снег, который был почищен с главных путей, будет лететь или отваливаться как раз на них. Поэтому у снегоуборочных машин используется иной принцип.
Самая известная отечественная снегоуборочная машина - СМ-2. И хоть она также не является самоходной (сзади её также толкает локомотив, чаще, конечно, тепловоз), у неё совершенно другой принцип работы. Кстати, хоть у неё и несколько вагонов (о чём речь пойдёт далее) не совсем корректно её называть снегоуборочным поездом, ибо снегоуборочный поезд - это именно снегоуборочная машина (или снегоочиститель) в паре с локомотивом.
На головном вагоне СМ-2 закреплены крылья с боковыми щётками, которые, непосредственно, счищают снег и проталкивают его дальше. За головным вагоном идут три специальных грузовых вагона, в которые попадает снег, при помощи ленточных транспортёров, и накапливается там. Выгрузку снега можно произвести либо во время стоянки, либо прямо на ходу, выгружается он из концевого вагона.
Но, на самом деле, совсем необязательно, что снегоочиститель исключительно для перегонов, а снегоуборочная машина - для станционных путей. Всё ещё зависит от того, какого типа используется снегоочиститель.
Немного про очистку стрелочных переводов от снега
А вот стрелочные переводы недостаточно почистить так, чтобы показалась только головка рельса. Если снежная масса находится между остряком и рамным рельсом, что и происходит в зимнее время, то стрелочный перевод работать не будет. Есть целых три способа почистить стрелку от снега.
Первый - самый простой, но, при этом, трудоёмкий - вручную вычистить снег между остряком и рамным рельсом. Делают это путейцы с помощью подручных инструментов. Второй, более продвинутый - «выдуть» снег с помощью сжатого воздуха, который подводится по тем самым синим трубам, идущим вдоль путей. Однако с мокрым снегом такой фокус, как правило, не прокатывает и путейцам приходится всё делать своими руками.
Ну и третий способ, самый безотказный, но, при этом - весьма дорогостоящий, заключается в электрообогреве стрелочных переводов. Объяснять, думаю, не имеет смысла - рельсы подогреваются, снег плавится. Но такой системой оборудованы далеко не все стрелочные переводы. Определить их можно по проталинам более менее правильной формы.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!