Найти тему
Граф Оманский

Загадки Остапа Бендера

Великий комбинатор – один из самых таинственных героев мировой литературы

Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в телефильме Марка Захарова "12 стульев" (1976 г.)
Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в телефильме Марка Захарова "12 стульев" (1976 г.)

А разве не так? О человеке написано два великих романа, между тем мы толком и не знаем, кто же такой Остап Бендер. Попробуем разобраться.

Возраст

Это как раз один из немногих пунктов анкеты великого комбинатора, который нам известен практически точно. Действие в романе «Двенадцать стульев» начинается весной 1927 года. В сцене, описывающей первое появление Остапа, сказано, что «…со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми».

В романе «Золотой теленок», действие которого происходит спустя несколько лет после событий, описанных в «Двенадцати стульях», рельсы Турксиба (в романе – Восточная магистраль) смыкаются весной 1930 года. Это момент новой встречи Бендера и Корейко. В финале романа Бендеру 33 года. Стало быть, он родился в самом конце XIX века: в 1896 или 1897 году.

Национальность

Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, это весьма сложный, запутанный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Но есть же имя героя, которое все объясняет, скажет кто-то. На самом деле имя великого комбинатора не только ничего не объясняет, но, напротив, запутывает все еще сильнее. Во-первых, у Бендера два имени. В «Двенадцати стульях» его полное имя звучит как Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей. В «Золотом теленке» же компаньоны именуют его Остапом Ибрагимовичем. Во-вторых, романы Ильфа и Петрова – юмористические или, если угодно, сатирические произведения. И имена героев здесь тоже выполняют юмористическую функцию. Полное имя великого комбинатора в «Двенадцати стульях» - это забавная абракадабра, интернациональный винегрет, смешение несмешиваемого. Сулейман – это принятая у мусульман арабская версия еврейского имени Соломон. Так же, как Ибрагим – арабское имя, произошедшее от библейского «Авраам». Приставка к фамилии «бей» - это тюркский дворянский титул и звание у народов Ближнего Востока и Средней Азии, аналог арабского «эмир». «Берта-Мария» - это что-то западное. «Остап» - южно-русская форма греческого имени «Евстафий», до «Двенадцати стульев» известная широкому читателю по бессмертной повести Гоголя: Остапом звали старшего сына Тараса Бульбы. А вот Бендер – фамилия, которая вполне может быть еврейской. И мы все с вами по умолчанию убеждены, что великий комбинатор – еврей, правда ведь? В пользу этой версии говорят и фамилия, и внешность Остапа (брюнет восточного типа), и его живой, острый ум, обаяние, невероятная легкость в общении, прекрасно подвешенный язык, умение делать деньги, наконец. Разумеется, всеми этими качествами могут отличаться и отличаются представители и любой другой национальности. Но в данном случае для читателей – это все элементы пазла, который складывается в единую картину.

Но если Бендер – еврей, как же тогда быть с «Сулейманом», «Ибрагимовичем», «беем»? Никак. То, в чем мы убеждены, и реальные сведения на сей счет, которые есть в двух романах, - это две большие разницы.

Про папу

Не проясняет вопрос национальности Остапа Бендера и его фирменная фраза «Мой папа был турецко-подданный». В знаменитом телесериале Марка Захарова папа Остапа даже появляется в кадре на пару секунд: хрестоматийный турок с грозным взглядом и феской на голове. Но это лишь фантазия режиссера. А что касается собственно фразы, то речь тут идет именно о подданстве, а не о национальности. В конце XIX-начале XX века, то есть, в период раннего детства Остапа, Османская империя уже была «больным человеком Европы». То есть, умирающей империей, растерявшей многие из своих колоний. Но даже тогда турецкое государство сохраняло в своем составе отдельные владения на Балканах, части территории современных Болгарии и Греции. Не говоря уж о более ранних временах. Да и на территории современной Турции жили не только этнические турки, но и представители других народов – евреи, арабы, армяне, татары и прочая. Так что, папа-турецко-подданный и его потомок совершенно необязательно должны были быть турками. Сам великий комбинатор, правда, называл себя потомком янычаров («Я сын турецко-подданного и, следовательно, потомок янычаров. Я вас не пощажу, если вы будете меня обижать. Янычары не знают жалости ни к женщинам, ни к детям, ни к подпольным советским миллионерам»). Но янычары как род войск веками формировались из юношей-христиан с покоренных турками территорий, впоследствии воспитанных в исламских традициях. (Так же, как и сословие мамелюков в средневековом Египте формировалось из рабов тюркского, кавказского, балканского, славянского происхождения). Набор детей в янычары, так называемый налог кровью, был одной из повинностей христианского населения Османской империи. Иудеи, кстати, были освобождены от этого налога. В общем, «потомок янычаров» - это тоже не доказательство того, что Остап Бендер был турком. Скорее всего, в жилах этого незаурядного человека текла кровь разных народов. Возможно, он и рожден был в смешанном браке.

Малая родина

В этом вопросе сомнений почти нет: многое в романах указывает на территорию, которая в Российской империи называлась Малороссией, а потом – Украиной. Кстати, в том числе, южные губернии в Российской империи охватывала черта оседлости для евреев.

Опять же, если мы упрямо исходим из того, что великий комбинатор – еврей, то сразу на ум приходит Одесса. Мошенник (а Остап - таки мошенник) с таким обаянием, чувством юмора и ловкостью рук непременно должен быть из Одессы, как же иначе. Недаром наиболее вероятным прототипом Бендера считается авантюрист Осип Шор – уроженец Никополя, выросший в Одессе. Девичья фамилия его матери была Бергер. Осип по молодости мечтал уехать в Бразилию или Аргентину, любил носить светлую одежду, белую капитанскую фуражку и шарф. Знакомые черты, не правда ли?

Во-вторых, украинские населенные пункты в качестве мест своего пребывания в романах упоминает сам Остап. Хоть и не Одессу. Инженеру Щукину он рассказывает про Миргород: «Жил я в семействе одном. Хохлы отчаянные. Типичные собственники: одноэтажный домик и много разного барахла».

В «Золотом теленке» говорит про Херсон: «Когда я был очень молод, очень беден и кормился тем, что показывал на Херсонской ярмарке толстого, грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой – необъяснимый феномен природы, – то и тогда я не опускался до таких моральных низин, как этот пошлый Берлага».

В разговоре с Балагановым неприкаянный и раздосадованный миллионер О. Бендер упоминает Шепетовку: «Всё это выдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город — это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана». Шепетовка – это город на западе Украины, известный, в частности, тем, что там вырос и писатель Николай Островский, и герой его романа «Как закалялась сталь» Павка Корчагин. Что касается Остапа, то, повторю, слишком часто он упоминает различные украинские населенные пункты, чтобы считать это случайностью.

Кстати, некоторые исследователи, отталкиваясь от фамилии «Бендер-Задунайский» («Бендер-Задунайский», – грубо ответил великий комбинатор, сразу сообразив, что опоздал на праздник любви…»), выдвинули версию о том, что Остап ни много ни мало – потомок запорожских казаков, в свое время переселившихся на Балканы – за Дунай. Балканы в тот момент принадлежали Османской империи, потому, дескать, эти казаки и стали турецко-подданными. Версия смелая, но я все-таки думаю, что фамилия «Бендер-Задунайский» - это лишь грубая шутка Остапа, ошарашенного тем фактом, что в его отсутствие Зося Синицкая успела выйти замуж.

Вероисповедание

Атеист. «Эй, вы, херувимы и серафимы, — сказал Остап, вызывая врагов на диспут, — Бога нет!» Но, вполне возможно, что атеизм этот - приобретённый, а при рождении Остап был обращен в иудейскую или какую-то иную веру.

Сергей Юрский (слева) в роли Остапа Бендера и Евгений Евстигнеев в роли Корейко в фильме Михаила Швейцера (1968 г.)
Сергей Юрский (слева) в роли Остапа Бендера и Евгений Евстигнеев в роли Корейко в фильме Михаила Швейцера (1968 г.)

Образование и социальное происхождение

Остап – мошенник, нищий бродяга без квартиры и денег, проходимец, как характеризуют его авторы в «Двенадцати стульях», но при всем при этом - прекрасно образованный, эрудированный человек с широкими познаниями в самых разных сферах жизни.

Вот лишь некоторые из фактов, подтверждающие его образованность. Хотя Бендер и атеист, но знаком, скажем так, с основами религий и Священным писанием. «Мальчик, — сказал Остап, — разве плох? Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!» Это весьма вольное переложение цитаты из Евангелия от Иоанна: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень!»

Или такой пассаж: «Матушка-заступница, милиция-троеручица! – воскликнул Остап, переводя дыхание». Это глумливый отсыл к названию Иконы Божией Матери «Троеручица».

«Мне тридцать три года, – поспешно сказал Остап, – возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор? Учения я не создал, учеников разбазарил, мертвого Паниковского не воскресил…» - это опять же слова человека, читавшего Евангелие.

Идем дальше. Остап читал Шекспира. «Я вам передачи носить не буду, - говорит он Воробьянинову. - Имейте это в виду. Что мне Гекуба?» «Что мне Гекуба?» - это цитата из «Гамлета».

Гарцуя на верблюдах с Корейко, великий комбинатор грозится объявить джихад Дании, потому что датчане «замучили своего принца Гамлета».

Наконец, Остап утверждает, что и сам играл принца датского: «Сколько таланту я показал в свое время в роли Гамлета!» Может, не врет?

Остап читал Пушкина и Мопассана («Ближе к телу, как говорил Мопассан»). Что уж там говорить о Дюма («Графа Монте-Кристо из меня не вышло, придется переквалифицироваться в управдомы»).

Остап знает великих философов прошлого. «Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете? Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? Жан Жак Руссо? Марк Аврелий?» Не факт, конечно, что он изучал труды этих мощных мужей, но, во всяком случае, знает их.

Остап, возможно, не владеет французским языком, но знает историю этой страны и Великой Французской революции, в частности – различные формы обращений в монархии и сменившей ее республике. «Слушайте, Шура, если уж вы окончательно перешли на французский язык, то называйте меня не месье, а ситуайен, что значит – гражданин».

В Васюках Остап играет в шахматы второй раз в жизни. Но при этом обнаруживает поразительные для далекого от шахматного мира человека знания. Он знает практически всех ведущих игроков того времени: Капабланку, Ласкера, Алехина, Нимцовича, Рети, Рубинштейна, Мароци, Тарраша, Видмара, Григорьева. Знает про турниры в Карлсбаде и Земмеринге.

И еще много чего знает. И про физику Краевича, и про Заратустру, и про Сфатул Цэрий с Большим Хурулданом. Ну про Сфатул Цэрий и сигуранцу, допустим, мог узнать, готовясь к переходу через румынскую границу. Но хурулдан – это вообще в Монголии.

Даже байки про Вечного жида, гусара-схимника Буланова и воронежского землемера, оказавшегося родственником японского микадо, в устах Бендера звучат, как рассказы человека чуть ли не с энциклопедическими познаниями и богатым жизненным опытом. Где он мог получить такие познания? На улице, в кабаках и притонах, в газетах, журналах, дешевых книжках и прочем бульварном чтиве? Что-то, наверное, мог почерпнуть и там, но – лишь малую часть. А вообще в познаниях Остапа чувствуется мощная база, фундамент. Значит, родители дали ему хорошее образование. В «Золотом теленке» сказано, что Остап учился в частной гимназии Илиади, она же – гимназия Раппопорта. В царской России это было престижное и недешевое одесское заведение (все-таки Одесса!). Значит, родители Остапа или, по крайней мере, его отец был человеком состоятельным. Может быть, он был фабрикантом, коммерсантом, успешным юристом (не отсюда ли постоянные «апелляции» Остапа к присяжным заседателям?), врачом, ювелиром. Возможно, прочил сыну блестящее будущее. Но революция разметала все планы. Иначе чем еще объяснить тот факт, что Бендер стал авантюристом, причем, неудачливым авантюристом, у которого зачастую нет денег на еду и носков на ногах? Вряд ли это объясняется природной испорченностью Остапа и его склонностью к криминальным схемам и бродяжничеству. Нет, наверняка трудная жизнь заставила. Да и сам Остап, подплывая с Кисой к Чебоксарам, говорит, что его отец «умер, не оставив сыну своему Остапу-Сулейману ни малейшего наследства».

При этом, подъезжая на поезде к Москве, в разговоре с Воробьяниновым Остап сообщает, что жил на даче Медикосантруда, а потом роняет странную фразу: «Я буду медиком». Он учился на врача?.. Или это опять шутка?

Олег Меньшиков в роли Остапа Бендера в сериале Ульяны Шилкиной "Золотой теленок" (2006 г.)
Олег Меньшиков в роли Остапа Бендера в сериале Ульяны Шилкиной "Золотой теленок" (2006 г.)

Продолжение следует.

Все фото взяты из открытых источников