Найти тему
MILITAN

Эта "вещь" стала не нужна американской армии, но прижилась в корпусе морской пехоты. История удивительной M50 "Ontos"

Оглавление

В начале 1950-х годов у вооруженных сил США появилась потребность в легком и мобильном истребителе танков. Подобные попытки предпринимались ещё во время Второй мировой войны, но грузоподъемность транспортных самолетов ограничивала броню и огневую мощь, такие машины были бесполезны против танков.

Самоходная артиллерийская установка M50 "Ontos" станет результатом совместного проекта Армии и Корпуса морской пехоты (КМП) США. Однако в конце концов, только морские пехотинцы примут на вооружение эту странную самоходку. "Ontos" с греческого переводится "сущее" или "вещь", что прекрасно инкапсулирует странный дизайн M50.

Небольшая, компактная и мощная машина, которую можно сбросить на поле боя с воздуха, казалась конструкцией с большим потенциалом.

Инженеры подсчитали, что новый истребитель танков должен весить от 10 до 20 тонн, чтобы его можно было доставлять по воздуху и при этом обладать достаточной огневой мощью.

M50 "Ontos" имеет низкопрофильный корпус на гусеничном ходу и закрытый отсек для экипажа. Для доставки по воздуху, нужно было его максимально облегчить и уменьшение толщины брони было самым простым решением. Впоследствии у M50 было всего 13 мм брони на корпусе и 6,5 мм на дне.

Но в противовес слабой броне у М50 был другой аргумент, шесть 106-мм безоткатных орудий М40. На самом они были 105-мм, но были так обозначены, чтобы предотвратить путаницу с боеприпасами для 105-мм безоткатки M27, которые постепенно выводили и заменяли на М40.

На самоходке можно было стрелять сразу из всех орудий или из каждого по отдельности. Во время испытаний на Абердинском испытательном полигоне M50 "Ontos" выстрелил сразу из шести орудий. От сильного хлопка были выбиты стекла на припаркованных поблизости автомобилях и осыпалась кирпичная стена рядом стоящего сооружения.

Самоходная артиллерийская установка M50 "Ontos"
Самоходная артиллерийская установка M50 "Ontos"

Шесть безоткатных орудий были были установлены на небольшой башенке.

Она поворачивалась на 40 градусов в каждую сторону, поднималась на 20 градусов и опускалась на 10 градусов. У M50 "Ontos" не было сложной системы наведения, поэтому были установлены 4 пулемета 50 калибра на 4 верхних стволах установки.

Обладая теми же баллистическими характеристиками, что и снаряды основных орудий, трассирующие зажигательные пули летели к цели оставляя за собой видимый след. При попадании в цель из пулеметов оставалось небольшое белое облачко, это и использовали в качестве ориентира для прицеливания.

В движение М50 "Ontos" приводился 5-литровым рядным двигателем 6GMC, мощностью 145 л.с.

Он позволял развивать максимальную скорость 48 км/час, при общем весе машины 8600 кг. Габариты самоходки составляли 3,83 метра в длину, 2.59 метра в ширину и 2,13 метра в высоту. Достаточно высокий профиль, чтобы эффективно противостоять танку с таким бронированием.

В 1955 году завершились испытания М50 "Ontos", по результатам которых армия отказалась от принятия его на вооружение. Они посчитали машину слишком легкобронированной, тесной для экипажа и хранения достаточного количества боеприпасов.

Всего 18 выстрелов можно было уместить внутри самоходки М50 "Ontos". Но главной проблемой стал процесс перезарядки, для чего заряжающий должен был выйти из самоходки или вовсе находиться вне машины во время боя.

Так зачастую и было во время войны во Вьетнаме, когда заряжающий или сидел на броне, или шел сзади, или следовал в грузовике снабжения. Не удивительно, что Армия сочла это совершенно неприемлемым и отказалась от приобретения.

Однако корпус морской пехоты нуждался в любых противотанковых машинах и по большей части из-за этого, было заказано 297 единиц. К слову первоначальный, совместный интерес армии и корпуса предусматривал приобретение 1000.

Мобильность, маневренность и скорость в сочетании с большой огневой мощью, это то, что было нужно морской пехоте. Производство началось в 1955 году и продолжалось два года, а первую М50 "Ontos" морпехи получили 31 октября 1956 года.

Боевое крещение САУ М50 "Ontos" получила не во Вьетнаме, а во время американского участия в Гражданской войне в Доминиканской Республике. 29 апреля 1965 года M50"Ontos" и M48"Patton" из 6-го полка КМП, вступили в бой и каждый уничтожил по одному легкому танку повстанцев Landsverk L-60. В другом столкновении М50 уничтожил легкий танк AMX-13. По другой версии "вещи" принадлежит уничтожение только одного танка.

Портативность означала, что его можно было брать практически на любые задания.

Он мог перемещаться по джунглям намного легче, чем любое другое транспортное средство имеющееся в наличии, этому способствовали широкие гусеницы и легкий вес. Был случай, когда М50 был использован для доставки древен к застрявшим в болоте танкам.

Поступивший на вооружение во время войны во Вьетнаме, вертолет CH-53 "Sea Stallion" мог нести под собой САУ M50, как это было сделано в ходе операции "Десото". Вертолет успешно доставил самоходку для поддержки взвода, находящегося в 40 км к югу от города Куан Нгай. Это был единственный случай, когда М50 транспортировалась по воздуху.

Против вражеских укреплений или зданий, использовались бронебойно-фугасные снаряды M346A1 HEPT-T, который представляет собой контейнер с зарядом пластичной взрывчатки «Composition A3». Его же использовали для создания проходов в стенах домов, как это было в битве за Хюэ, которая проходила с января по март 1968 года.

Особенно смертоносным против массового скопления живой силы был фугасный, противопехотный снаряд M581 APERS-T, который прозвали “beehive” (“улей”). Его можно сравнить с выстрелом из дробовика, но вместо картечи 6000 стальных игл, убойность можно себе только представить.

Для борьбы с бронетехникой противника применялся кумулятивный выстрел M344A1 HEAT, но как я уже говорил раньше, во Вьетнаме такой практики не было. Основным назначением М50, на службе морской пехоте, была непосредственная поддержка войск.

Заряжание самоходной артиллерийской установки M50 "Ontos"
Заряжание самоходной артиллерийской установки M50 "Ontos"

Войска Вьетконга быстро поняли, что от этой техники лучше держаться подальше и не вступать в столкновения с подразделениями, которые поддерживают М50 "Ontos". Анекдотичные рассказы американских солдат описывали бегущих вьетнамцев, которые бросали укрепленные позиции только увидев приближающуюся самоходку.

Огневая мощь оказалась единственным достоинством М50 и в 1969 году её сняли с вооружения и начали постепенный вывод.

Мощный выброс пороховых газов при выстреле, был очень опасен для окружающих машину солдат и не раз приводил к серьезным трaвмaм. Процесс перезарядки подвергал огромному риску заряжающего или требовал отводить машину в безопасное место. К слову, это привело к тому, что М50 по большей части использовали с подготовленных позиций, что на нет сводило её мобильность.

Небольшое количество боеприпасов делало его непрактичным, особенно в затяжных наступательных боях. Хотя на практике экипажи решали эту самостоятельно, убирали сиденья из отсека и загружали его выстрелами для орудий, доводя их количество до 48 штук. При этом сами стояли прямо на боекомплекте.

М50 "Ontos" укладка боекомплекта прямо в основной отсек. Вьетнам 1968 год.
М50 "Ontos" укладка боекомплекта прямо в основной отсек. Вьетнам 1968 год.

Но самой большой проблемой стала живучесть. Тонкая броня была просто бесполезна против крупнокалиберного оружия и даже крупных осколков шрапнели. Но основные потери М50 "Ontos" несли от противотанковых мин, при попадании на которые часто детонировал боекомплект, поскольку хранился на дне самоходки.

Хранение боеприпасов М50 "Ontos"
Хранение боеприпасов М50 "Ontos"

Все же это не отнимает того факта, что М50 "Ontos" оказался гораздо лучше, чем предсказывали при "рождении". Полковник Стэнли С. Хьюз, командующий 1-й дивизией морской пехоты в битве за Хюэ, сказал:

“Если какую-либо одну силу можно считать самой эффективной в городском бою, то это 106-мм безоткатное орудие, но лучше M50 "Ontos".

После расформирований подразделений оснащенных М50 "Ontos", часть машин была передана армейской легкой пехотной бригаде. Они использовали их пока у них не закончились запчасти, а затем поснимали турели и использовали в качестве стационарных укреплений.

Все самоходки М50 "Ontos" покинули Вьетнам к 1970 году и либо были сданы в лом, а некоторая часть шасси была продана коммерческим компаниям, которые переделали их в строительную технику.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Помочь каналу

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Спасибо за внимание и до новых встреч!