Найти тему
NOIR

Как проявило себя в бою подразделение белоэмигрантов «Седая Голова», сражавшихся на стороне Гитлера и что с ними стало в итоге

О «предателе №1» Власове и его «Русской освободительной армии» знают многие, но даже не всем специалистам известно, что власовские Комитет освобождения народов России (КОНР) и РОА были не первыми пытками немцев использовать отечественных коллаборационистов в рядах вермахта.

Одним из первых экспериментов такого рода было создание подразделения, известного под названиями «Русская национальная народная армия», «Подразделение абвера-203», «Русский батальон специального назначения» и «Особое соединение «Седой» (Sonderverband «Graukopf»). Последнее название восходит к абверовской агентурной кличке первого командира этого формирования Сергея Иванова.

Забегая вперед, исправим досадную неточность, которую старательно копипастят в Рунете: «Graukopf» - это не «Седая голова», как утверждается из статью в статью, а просто «Седой». «Седая голова» по-немецки будет «Grauer Kopf», да и прозвища агентов крайне редко бывают двусоставными.

История этого формирования подробнейшим образом изучена российскими историками Жуковым Д.А. и Ковтуном И.И. Именно на их работе «РННА. Враг в советской форме» [Жуков Д.А., Ковтун И.И. РННА. Враг в советской форме – М., Вече, 2012] основывается большинство авторов, пишущих на данную тему. Можно также заметить, что первое упоминание о РННА принадлежит, насколько можно судить, небызызвестному сподвижнику и биографу Власова Вильфреду Штрик-Штрикфельдту – капитану абвера, предпочитавшему именовать себя скромным переводчиком, в известной книге последнего «Gegen Stalin und Hitler».

-2

У истоков создания подразделения «Граукопф» с русской стороны стояла весьма пестрая компания:

• «русские фашисты из Харбина», члены Российского фашистского союза (РФС) под главенством Родзаевского, обосновавшегося в Маньчжурии и ориентировавшегося, главным образом, на союзников немцев - японцев;

• единомышленники РФС, обретавшиеся на положении белоэмигрантов в Европе (известный факт – будущий полковник РННА Кромиади до войны 16 лет работал таксистом в Берлине);

• профессиональные военные бывшей императорской армии, успевшие повоевать против немцев в Первую Мировую, против красных – в гражданскую, а некоторые, как будущий полковник РННА Игорь Сахаров – и против республиканцев в Испании, где Франко присвоил ему чин лейтенанта испанской армии.

Заметим в скобках, что, по понятным причинам, все это были люди не первой молодости – так, упомянутому Кромиади в 1941 году «стукнуло» 48 лет. Командный состав РННА был сформирован из бывших белых офицеров с боевым опытом, среди рядовых встречались как молодые эмигранты, так и бывшие советские военнопленные, навербованные в лагерях.

-3

Их партнерами на немецкой стороне были офицеры абвера, отдела «Иностранные армии Востока» [«Организация Гелена», FHO] и командования группы армий «Центр». Насколько можно судить, создание «восточного антисоветского подразделения» не было санкционировано на самом верху командной структуры вермахта – Генштабе и ОКХ. Реальными руководителями «Граукопфа» были немецкие офицеры-кураторы: сначала подполковник фон Геттинг-Зеебург, затем – подполковник Хотцель. Перед новым формированием немцы ставили задачи проведения разведывательных, диверсионных и антипартизанских операций.

Численность РННА в моменте обычно насчитывала от 2000 до 3000 человек личного состава, то есть не превышала штатов бригады. В оперативном отношении «Граукопф» подчинялся абверкоманде-203, дислоцированной вблизи Смоленска. О разведшколе для советских подростков, созданном при этом подразделении, упоминает недавний российский фильм «Сволочи».

Интересно, что по некоторым оценкам, до 800 военнослужащих РННА перешло на сторону советских партизан. Массовости этих переходов способствовало успешное внедрение в «Граукопф» агента СМЕРШ Алексея Михайлова (Соболева), которому удалось наладить контрпропагандистскую работу и вербовку личного состава РННА.

Как следует из работы Жукова и Ковтуна, действуя с марта 1942 по ноябрь 1943, ни в антипартизанских операциях, ни на ниве разведывательно-диверсионной деятельности РННА не снискала никаких лавров. Видимо, немецкие хозяева также невысоко ценили успехи своих подопечных. Ввиду явного разложения личного состава, а также в результате прихода к командованию Группы армий «Центр» противников работы с русскими коллаборационистами, подразделение в 1943 было переброшено на Западный фронт. Единственный эпизод боестолкновения РННА с частями РККА относится к декабрю 1942, когда три батальона «Граукопфа» были брошены в бой под Великими Луками, закончившийся для коллаборационистов почти полным истреблением.

-4

Значительная часть личного состава РННА влилась впоследствии в ряды власовских формирований. Многие из них не были выданы союзниками Советскому Союзу, и кое-кто из них успел повоевать в других местах земного шара, служа уже новым хозяевам. Но это совсем другая история.