Найти в Дзене
Записки плохого официанта

Теряя и обретая лицо: история английского напитка

Накопипастить из интернета и ввернуть как свое.

Почему-то некоторые читающие в самом деле уверены, что если статья обзорная - то информация непременно из интернета, естественно, ведь это единственный источник. А в Англии, кроме Лондона, тоже городов нет.

Для начала - взгляните, пожалуйста, вот на эту гравюру:

Автора зовут Уильям Хогарт, а работа называется "Переулок джина". Это 1751-й год. К тому времени даже Даниель Дефо, да-да, тот самый, который "Робинзон Крузо", уже изменил своё отношение к производству джина, хотя изначально называл дистилляцию столпом британского процветания.

Дело в том, что изначально джин был напитком бедноты, народных масс, одновременно и источником, и следствием отчаяния населения доиндустриальной Англии. Из свидетельств того времени:

"...они пьяны с утра до вечера, пока к ним не возвращается некоторая дееспособность, и тогда они встают и отправляются за новой порцией этого пойла, которое на том же месте уже валит их с ног".

В Англию джин попал из Голландии. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) британские солдаты открыли для себя хмельное свойство голландской можжевеловой настойки, каковая вышеупомянутая настойка была изобретена Франциском Сильвиусом и использовалась, как и большинство крепких напитков, в медицине. Эффект от употребления британцы называли dutch courage - "голландская храбрость". И привезли местное чудо в родную Англию, где он и получил название "джин".

Хотя изначально употреблялось другое слово - женевер: "можжевельник" в переводе с голландского.

Некоторые до сих пор проводят разграничение между этими напитками, считая их совершенно разными.

Уильям II, взошедший на престол в 1689-м году, покровительствовал винокурению. Все желающие могли заняться перегонкой, объявив об этом публично за 10 дней. Джин в те времена был сладким, качество было - сами понимаете, однако невысокая цена обеспечивала ему грандиозный успех у простого народа, в том числе - у женщин и детей.

В 1727-м году Даниель Дефо выражал недовольство тем, что люди деградировали до такого скотского состояния, что больше не пьют французский бренди:

Дистиллёры нашли способ поразить бедняков своим новомодным составом <...> так что простые люди, похоже, не ценят французский бренди, как обычно, и даже не желают его

В 1730-м году в одном только Лондоне существовало около 7000 точек, торгующих спиртным. Согласно подсчётам, в бедных кварталах Лондона джином торговали в каждом четвёртом доме. Пьянство принимало угрожающие масштабы, это называлось "джиновое безумие".

В 1736-м году правительство решило добить собственное население, подняв налог на джин в несколько раз - был принят Gin Act. Как понятно, эти меры привели в расцвету подпольного винокурения и дальнейшему росту пьянства. Спустя 4 года Gin Act отменили.

Восхождение по социальной лестнице началось в 1820-е годы, когда джин стал испытывать сильную конкуренцию со стороны пивных, для открытия которых не требовалась лицензия.

(Кстати, и по сей день для торговли пивом алкогольная лицензия не требуется, потому некоторые владельцы кафе оформляют свои организации не как ООО, а как ИП; лицензию дают только ООО, но если не планируешь торговать вином, а только пивом - можно обойтись и ИП)

В ответ на эту конкуренцию в английских городах стали появляться Gin Palaces - здания не просто красивые, но иной раз и роскошные. Вот, к примеру, один из старейших:

-2

В таких не станут подавать замечательное кофе капучино с корицей погорячее, как считаете? Когда такая красота вокруг - разве можно, чтоб в чашке было такое... ну, это...

Джин обрёл новый статус. Его почти перестали покупать и продавать на улицах, ушло в прошлое сомнительное качество. Джин стали рәхәтләнеп пить в высших слоях английского общества. Аппарат А. Коффи значительно улучшил очистку спирта, который составляет основу джина и определяют его качество.

Высокая себестоимость "нового джина" сконцентрировала производство оного в руках нескольких компаний. Сладкий джин вышел из моды, уступив место классическому уже теперь London's dry gin.

Так-то, друзья, ц.

-3