Найти тему

Папа, я трудолюбивый!

Однажды, вернувшись с работы домой, я встретил в дверях нашего сына Брентона, которому было три с половиной года. Он весь сиял. 

– Папа, я трудолюбивый! – заявил он. 

От жены я узнал, что стоило ей отвлечься, как он опустошил пятилитровый кувшин с водой из холодильника, большую часть вылив на пол. Мать, подавив в себе желание отшлепать его, спокойно спросила: 

– Брентон, что ты хотел сделать? 

– Мама, я хочу помогать, – с гордостью ответил он. 

– Что ты имеешь в виду? 

– Я помыл посуду вместо тебя. 

И действительно, на кухонном столе была разложена посуда, и ее-то мальчик и поливал из кувшина. 

– Ну хорошо, а зачем ты взял воду из холодильника? 

– Я не мог дотянуться до раковины. 

– А, ну да! – Мать огляделась. – Послушай, а нельзя ли мыть посуду как-нибудь так, чтобы не разводить болото? 

Мальчик призадумался, но лицо его вскоре просветлело. 

– Я могу это делать в ванной! 

– В ванной посуда может разбиться, – сказала мать. – Но есть идея. Когда ты захочешь мыть посуду, позови меня, и я помогу тебе поставить перед раковиной табурет, чтобы ты мог мыть в ней посуду. 

– Хорошая идея! – радостно воскликнул мальчик. 

– А что нам делать с этой лужей? – спросила мать.

Да-а-а, – задумчиво протянул сын. – Тут надо много бумажных полотенец. 

Мать дала ему рулон бумажных полотенец, а сама пошла за тряпкой. 

Когда жена рассказала мне о случившемся, я осознал, как важно было то, что она сумела сделать паузу между стимулом и реакцией. Она проактивно выбрала свой ответ. И это удалось ей благодаря тому, что она думала о конечной цели, которой был не чистый пол, а воспитание мальчика. 

Матери потребовалось десять минут, чтобы навести прядок. Если бы она отреагировала пассивно, уборка могла занять те же десять минут, но разница была бы в том, что, встретив меня в дверях, Брентон назвал бы себя не «трудолюбивым», а «плохим» мальчиком. 

Только подумайте, насколько разные последствия могут иметь активная и пассивная реакции. Разница в том, что ребенок вышел из этой ситуации не с чувством стыда и вины, а с чувством, что его ценят и любят. Его добрые намерения и желание помочь не пропали даром. Он научился помогать более эффективным образом. Вся эта ситуация позитивно повлияла на его самооценку и на его отношение к идее помочь родителям.

Как же этой женщине в ситуации, казалось неспособной вызвать ничего, кроме раздражения, удалось не просто сдержаться, но даже и пополнить эмоциональный счет отношений с ребенком? Как заметил ее муж, у нее было ясное представление о том, что самое важное в жизни не чистый пол, а воспитание сына. У нее была цель более высокая, нежели проблема. В тот секундный промежуток между случившимся и своей реакцией на случившееся мать успела осознать эту цель и поступить в соответствии с нею.