Найти тему
Navygaming Channel

Постдредноутный мир - Британия на перепутье

Оглавление
Первая мировая война вскрыла множество проблем для большинства мировых держав, поставив большое количество задач, которые следовало решать в послевоенные годы. Одними из таких задач стали поиск и выбор направлений и содержания реформирования армии и флота для каждой страны-участницы, и не только. Такие задачи встали и перед британским флотом.

После окончания Первой мировой к первоочередным задачам британского флота относились демобилизация, реорганизация флота на положение мирного времени и сокращение военных расходов. Из имеющихся дредноутов лишь три - сам основатель этого класса кораблей «Дредноут» и линейные крейсеры «Индомитебл» и «Инфлексибл» - были исключены из списков флота в первую очередь как не представляющие боевой ценности для послевоенного флота. Большинство дредноутов с 305-мм артиллерией были переведены в резерв или использовались для второстепенных задач. Два из них - «Колоссус» и «Геркулес» - были проданы на слом в 1920 году.

Линейный крейсер "Индомитебл", 1918 год
Линейный крейсер "Индомитебл", 1918 год

В первые послевоенные годы Великобритания имела в боевом состоянии 27 дредноутов - все с 343-мм и 381-мм артиллерией. Это четыре типа «Орион», три типа «Кинг Джордж V» , четыре типа «Айрон Дюк» и по пять типов «Куин Элизабет» и «Ройал Соверен», а также линейные крейсеры «Лайон», «Принцесс Ройал», «Тайгер», «Ринаун» и «Рипалс». Имелись также еще дредноуты, по мнению англичан представляющие ограниченную боевую ценность - «Эрин», «Канада» и два однотипных легких линейных крейсера «Корейджес» и «Глориес».

Гавань Мальты с британскими линкорами
Гавань Мальты с британскими линкорами

В достройке находился линейный крейсер «Худ» и его остановленные постройкой собратья - единственные корабли, спроектированные после Ютландского сражения. Однако и в их проекте опыт войны не мог быть учтен полностью, поэтому было принято решение аннулировать заказы на постройку трех линейных КР типа «Худ» - «Энсон» ,»Хоу» и «Родней». Оставался открытым и вопрос, касающийся совершенно недостаточной и устаревшей системы броневой защиты имеющихся дредноутов. Было необходимо исследовать и тщательно изучить развитие систем защиты во флотах других стран, и в первую очередь США и Японии, Это было необходимо сделать до того, как что то решать по развитию британской послевоенной морской поли­тики .

Флот США включается в гонку за лидерство

Британское адмиралтейство, как пишут А.Равен и Дж.Робертс, было хорошо осведомлено, что еще в 1916 году Конгресс США одобрил программу строительства для американского флота десяти линкоров и шести линейных КР. В том же году началось финансирование строительства четырех первых линкоров этой программы - типа «Колорадо», и уже 24 апреля следующего года состоялась закладка первого линкора этой серии «Мерилэнд».

Корпус линкора "Мерилэнд" на стапеле
Корпус линкора "Мерилэнд" на стапеле

При водоизмещении 32.000 тонн и скорости 21 узел эти корабли должны были нести восемь 406-мм орудий. Однако вступление США в войну приостановило реализацию этой программы, так как верфи оказались задействованы для решения более важных и насущных задач. Но полностью программа остановлена не была, а еще до окончания войны морское министерство начало строить планы о расширении программы 1916 года. Уже в октябре 1918 года на рассмотрение Конгресса было выдвинуто предложение об удвоении прежней программы, то есть речь шла о постройке дополнительных 10 линкоров и 6 линейных крейсеров, согласно этому предложению всего к 1925 году американский флот имел бы 49 дредноутов (без учета 18,5 узловых типа «Мичиган»). В основу доктрины закладывалась возможность на ведение войны с Японией и Великобританией - как порознь, так и одновременно (учитывался англо-японский морской союз ).

Интересно, что американцы достаточно быстро начали рассматривать британцев и японцев, своих прошлых союзников, как противников в будущем

По мнению Морского штаба для этого потребовался бы флот «Second to One («Не уступать никакому врагу»), который бы позволял бы США одновременно обороняться как в Атлантике, так и в Тихом океане. Причиной подобных конфликтов могла стать растущая, сильная роль США в мировой торговле, а это, надо полагать, могло привести к ухудшению отношений с Великобританией. К этому нужно добавить столкновения с японскими интересами в Азии и в западной части Тихого океана. Будущая война с Японией, без сомнения, по мнению А.Равена и Дж.Робертса, считалась вполне вероятной, однако по мнению экспертов Морского министерства и Адмиралтейства Япония не могла рассматриваться как серьезная угроза, между тем, как вооруженный конфликт США с Великобританией был более возможен.

Однако большая часть населения США не была настроена против англичан, и поэтому круг сторонников «большого флота» был довольно узок. Само собой, общественное мнение оказалось против такой большой и дорогостоящей программы, и нет ничего удивительного в том, что Конгресс США не принял "Программу 1918 года", но оставил в силе приостановленную на время Программу 1916 года.

Американский линкор "Колорадо"
Американский линкор "Колорадо"

В 1919 году вновь началось финансирование работ по ней, и уже в мае и июне 1919 года были заложены однотипные с «Мэриленд» линкоры «Колорадо» и «Вашингтон», а в апреле 1920 году четвертый такой же линкор «Вест Вирджиния»-. Следующая серия линкоров - корабли типа «Саут Дакота», финансировавшиеся постройкой с 1917 года, были увеличенной копией «Колорадо». Основным отличием было вооружение их двенадцатью 406-мм орудиями в четырех трехорудийных башнях при водоизмещении 43200 тонн и скорости 23 узла. Между январем 1920 года и апрелем 1921-го было заложено шесть подобных кораблей - «Саут Дакота», «Индиана», «Монтана», «Норт Каролина», «Айова», «Массачусетс». Заканчивали программу шесть линейных крейсеров типа «Лексингтон» водоизмещением 43500 тонн, вооруженных восемью 406-мм орудиями. Предполагалось, что энергетическая установка мощностью 180.000 л.с. позволит крейсерам ходить со скоростью 33,25 узла.

Проектный эскиз линкора типа "Саут Дакота"
Проектный эскиз линкора типа "Саут Дакота"

Япония - от союзника к противнику на Востоке

Главной задачей японского флота считалась защита государственных интересов на Дальнем Востоке и в зоне Тихого океана, именно так ее трактуют А.Равен и Дж.Робертс в своем исследовании. Опасность военного конфликта, естественно привела к созданию кораблестроительной прог­раммы, о которой, впрочем, нельзя сказать, что она была чисто оборонительной. Американская кораблестроительная программа, равно как и отдельные дредноуты тщательно изучались в Японии, и, насколько это было возможно, японцы старались отвечать кораблем на каждый американский корабль (как когда то Германия на британские корабли).

Японский линейный корабль "Нагато", 1920 год
Японский линейный корабль "Нагато", 1920 год

После одобрения американским Конгрессом Программы 1916 года японский Парламент одобрил так называемую программу «8+8», предусматривавшую создание ударной силы военного флота из восьми линкоров и восьми линейных крейсеров, каждый из которых в отдельности, в период нахождения в строю действующего флота не должен был быть старше восьми лет. По этой программе в ходе войны была начата постройка только двух кораблей. В августе 1917 года был заложен «Нагато», а в июне 1918 года - «Мутцу». Оба они имели водоизмещение по 32700 тонн, развивали скорость 26,75 узла вооружены восемью 406-мм орудиями. В рамках 1918 финансового года были заказаны еще два линкора - «Тоса» и «Кага», однако закладка их состоялась только в феврале и июле 1920 года. Они были увеличенной версией кораблей типа «Нагато».

Японский линейный корабль "Тоса", Нагасаки, 1922 год
Японский линейный корабль "Тоса", Нагасаки, 1922 год

Их водоизмещение должно было составлять 38500 тонн, а вооружение увеличилось на два орудия такого же главного калибра. Следующими стали четыре линейных крейсера типа «Амаги». При водоизмещении 40000 тонн крейсера предполагалось вооружить десятью 406-мм орудиями. Корабли должны были ходить со скоростью 30 узлов. Два первых крейсера - «Амаги» и «Акаги» - были заказаны в 1919 году, а заложены только в декабре 1920-го. В том же 1920-м состоялась выдача заказов на «Атако» и «Такао», закладка которых состоялась в ноябре и декабре 1921 года.

Линейный крейсер "Амаги" (проект), схема внешнего вида
Линейный крейсер "Амаги" (проект), схема внешнего вида

К этому времени в США уже были готовы проекты кораблей Программы 1916 года, а сами корабли уже были заложены, В связи с этим восемь оставшихся кораблей (первоначально предполагалось четыре ЛК и четыре линейных КР было решено достроить двумя сериями, как быстроходные линкоры. В 1921 году были заказаны первые четыре ЛК «Кии», «Овари» и еще два, не получивших названия. Заказ на корабли второй серии (они также не получили названий) так и не был выдан. Корабли типа «Кии», по существу были повторением типа «Амаги», но с некоторыми улучшениями бронирования, иногда можно встретить упоминание, что корабли могли быть вооружены восемью 457-мм орудий. При увеличении мощности механизмов до 150000 л.с. крейсера должны были развить скорость до 30 узлов. Все это потребовало увеличения водоизмещения до 47500 тонн.

Игровая модель линкора "Кии" из WoWS с десятью 410-мм/45 орудиями 3rd Year Type
Игровая модель линкора "Кии" из WoWS с десятью 410-мм/45 орудиями 3rd Year Type

Выполнение этой программы позволило бы японскому флоту не только численно сравняться с американским, но даже (по крайней мере на бумаге) превзойти его.

Как пишут А.Равен и Дж.Робертс, британское Адмиралтейство в 1919 году еще не имело никакого определенного представления о своей будущей дредноутной политике. Тем не менее в американской Программе 1916 года англичане увидели угрозу своему морскому господству, однако прежде чем приступить к выполнению какой-либо своей новой программы кораблестроения, требовалось очистить путь от двух главных конкурентов. К тому же постройке новых дредноутов препятствовало не только общественное мнение. Внутри Адмиралтейства образовался определенный круг лиц, выступающих против крупномасштабного строительства дредноутов. По их мнению дредноуты оказались слишком уязвимы для подводных и воздушных атак, а именно подводная лодка и самолет, считали они, станут доминирующим оружием в будущей морской войне.

Линкоры типа "Куин Элизабет" на стоянке
Линкоры типа "Куин Элизабет" на стоянке

В результате, в августе 1919года в Адмиралтействе была создана «Комиссия по послевоенному развитию», которая должна была заниматься изучением и использованием военного опыта в проектировании, и развитии новых боевых кораблей и военно-морских программ, а также возникшей проблемой, главной, составляющей военного флота - за кем останется это место - за линкорами, как прежде, или за авиацией и подводными лодками. В марте 1920 года, как пишут А.Равен и Дж.Робертс, в докладе «Комиссии» было отмечено, что линкоры в будущей войне несмотря на развитие подводного оружия и авиации, не будут абсолютно беспомощны, и потому они не потеряли еще своего былого значения.

В отношении отдельных боевых единиц «Комиссия» рекомендовала постройку ЛК водоизмещением 35000 и вооружением из орудий 381-мм калибра. Хотя выводы «Комиссии» не были свободны от предрассудков (они по прежнему выражали идею «завоевания господства над морем»), в целом они были правильны. Следует учитывать также, что прошло еще много лет, прежде чем боевые возможности авиации достигли того уровня, чтобы представлять реальную угрозу для дредноутов. Результаты исследований «Комиссии» были опубликованы в марте 1920 года.

В докладе Первого Морского Лорда (так называемая «Объяснительная записка по Морского бюджета 1920/21 года) в «заметках по дредноутам» говорилось: «Относительно сохранения современных типов кораблей надо сделать некоторые технические замечания, относящиеся к дредноутам. Сейчас существует сама по себе противоречащая политика, основное содержание которой в том, что дредноуты как класс кораблей потеряли свое былое значение и будущее принадлежит подлодкам и самолетам. Морской штаб основательно исследовал этот вопрос. Полученные результаты полностью расходятся с этой точкой зрения. Немедленный отказ от дредноутов на основании их иллюзорной замены подлодками или самолетами при отсутствии передового опыта выбросит Великобританию из ряда ведущих морских держав...».

Большим препятствием в разработке морской доктрины было отсутствие каких-либо достоверных сравнений (на правительственном уровне) мощи Королевского флота и других флотов, которые позволили бы Морскому штабу сформировать основы будущей доктрины. В августе 1919 года, по настоянию командований сухопутных сил, авиации и флота правительство приняло окончательное решение, на котором должны были основываться их программы 1920/21 годов - это так называемое «10-летнее правило». После этого всем трем командованиям было предложено согласовать свои бюджеты, не рассчитывая на какую-либо войну в наступающем десятилетии, (в этом и состояла главная идея «10-летнего правила»). В таком довольно скользком решении правительства отразились чисто экономические соображения - извечные противоречия между требованиями армии и возможностями Казначейства.

А.Равен и Дж.Робертс отмечали: "...Насколько это касалось флота, спор между Казначейством и Адмиралтейством оказался длительным и порой весьма ожесточенным, однако зачастую виновниками этих «баталий» оказывались те, кто давал этим важным государственным учреждениям противоречивые распоряжения и полномочия. Финансовые ограничения в межвоенный период имели отри­цательные последствия в виде затягивания реализации новых идей и отставания в испытаниях новых систем оружия, особенно это касается морской авиации и ПВО кораблей, а также модернизации устаревающих кораблей".

В августе 1919 года Правительство уведомило Адмиралтейство о том, что в 1920/21 финансовом году бюджет флота не должен превышать 50 млн.фунтов стерлингов. Со своей стороны, в октябре 1919 года Адмиралтейство сообщило Правительству, что указанной суммы явно недостаточно, и что в 1923 году, когда США завершит свою Программу 1916 года, Великобритания окажется только второй по мощи морской державой. Адмиралтейство видело только одно решение возникшей проблемы - пригласить США на переговоры и договориться о равенстве силы флотов. Предложенный Адмиралтейством в феврале проект бюджета 1920/21 финансового года превысил разрешенные флоту возможности (84 млн.фунтов стерлингов), но не содержал никаких требований о строительстве новых дредноутов, хотя в нем было специально отмечено, что ЛК по-прежнему являются основой британской морской мощи. Одновременно с этим Адмиралтейство предложило ввести в морскую политику государства понятие "Стандарт равновесия сил",- основным смыслом которого было то, что будущий британский флот должен был иметь такой состав, чтобы, как минимум, равняться по силе флоту любой другой мировой державы. Однако Кабинет без особого воодушевления отнесся к этому предложению, опасаясь в первую очередь того, что эта программа будет новым аргументом сторонников «Большого флота» в Конгрессе США. К тому же принятие ее означало громадные расходы. Тем не менее от предложений Адмиралтейства нельзя было отказаться, не рассмотрев их очень внимательно. Испокон веков флот для Великобритании был основным столпом колониальной политики, а аргументы, представленные Адмиралтейством , говорили, что морская мощь Британии может пошатнуться.

Число дредноутов и линейных крейсеров на конец 1919 года.

-11
Примечание: В таблице не указаны: линкоры с 305-мм артиллерией, как потерявшие свою боевую ценность; дредноуты «Эрин» и «Канада», которые проектировались для латиноамериканских стран и не вписывались в британские стандарты; линейные крейсеры «Корейджес» и «Глориес», которые предполагалось перестроить в авианосцы.

На конец 1919 года, как это видно из таблицы, Великобритания все еще сохраняла численное превосходство, однако следует учитывать, что большинство кораблей были спроектированы еще до войны. Если же брать корабли, проект которых составлялся после Ютланда, то у Англии был только недостроенный «Худ», причем строительство других не планировалось.

Линейный крейсер "Худ"
Линейный крейсер "Худ"

Другие страны, хотя и не имели равносильных готовых кораблей, но предусматривали их крупномасштабное строительство, причем часть кораблей уже были заложены. К тому же Королевский флот явно уступал в калибре орудий, имея только 381-мм против 406 мм в других флотах.

С 1920 года в Адмиралтействе началось формирование новой военно-морской доктрины. Управление кораблестроения подготовило проекты новых ЛК и линейных КР, и в том же году Адмиралтейство предложило программу финансирования строительства восьми новых кораблей. В 1921 году предполагалось заложить четыре из них, остальные в 1922-м. Готовность всех восьми кораблей ожидалась в 1924/27 годах.

В декабре 1920 года внутри «Комитета национальной обороны» была организована «Комиссия по морским вопросам». Она имела задачу заниматься рассмотрением предложений Адмиралтейства по усилению флота. После обобщения всех высказанных мнений как внутри Адмиралтейства, так и за его пределами, весной 1921 года «Комиссия» пришла к заключению, что дредноуты устарели. Излишне говорить, что это вызвало резкий протест со стороны моряков. Против выводов «Комиссии» выступили Первый Лорд Адмиралтейства У.Х.Лонг, Начальник Морского штаба Д.Битти a также небезызвестный всем, бывший Первый Лорд Адмиралтейства, У.Черчилль - их протесты возымели действие и в публикации результатов работы «Комиссии» было отказано, однако и Адмиралтейство все еще не могло начать строительство новых кораблей. Положение, как отмечали А.Равен и Дж.Робертс, становилось более чем угрожающим. Отсутствие твердых перспектив вынуждало свертывать работы на оружейных и броневых заводах, увольнять рабочих. Это вызвало бы неоправданные ничем потери во времени и затратах, если бы позже пришлось возобновить строительство кораблей.

В марте 1920 года Кабинет рассмотрел предложенный проект бюджета флота на 1920//1921 финансовый год и в принципе одобрил его, однако несколько позже 84 млн.фунта стерлингов, запрошенные флотом, показались Кабинету слишком большой суммой и от Адмиралтейства потребовали сократить ее до 60 миллионов. На Лордов Адмиралтейства это не произвело никакого впечатления и после этого адмиралы начали открытую борьбу против Кабинета. В январе был представлен новый бюджет, финансовые запросы в котором уменьшены не были. Последовавшие споры продлились до марта 1921 года и закончились компромиссом, который в итоге оказался чуть меньше 80 млн.фунтов стерлингов. Дополнительно к этой сумме Адмиралтейству удалось выхлопотать у Кабинета еще 2,5 млн., предусмотренные для начала работ на вновь закладываемых кораблях, предполагавшихся для замены устаревших. Эта сумма была выделена при условии, что в текущем финансовом году никаких новых средств флотом затребовано не будет, однако в августе 1921 года Адмиралтейство запросило еще 12 млн.фунтов стерлингов, что вызвало резкие возражения в правительстве.

Линейные корабли типа "Нельсон" - вот все что смогли построить британцы в 20-е годы ХХ века
Линейные корабли типа "Нельсон" - вот все что смогли построить британцы в 20-е годы ХХ века

Перед началом проектирования новых линкоров считалось необходимым обобщить уроки Первой мировой войны и их влияние на проекты и вооружение британских дредноутов. В 1919 году Королевский, флот был единственным в мире, обладающим опытом современного линейного боя, а также многих других форм ведения морской войны. Он накопил больше опыта, чем какой-либо иной союзный или вражеский флот. Однако развитие всех областей морских вооружений, особенно в последние годы войны, было бурным и обширным.

Морская авиация, системы управления оружием, броневая защита и живучесть кораблей воюющих держав, и в первую очередь Британии, прогрессировали в своем развитии в большой степени, что вряд ли было бы возможно в мирное время. Естественно, что это дало британскому флоту значительное преимущество во времени. Однако финансовые ограничения в межвоенный период замедлили дальнейшее развитие этих преимуществ, полученных Британией с таким трудом. Именно этим объясняется некоторое отставание в этот период Королевского флота от других. Особенно это касается морской авиации, в отношении которой США и Япония значительно опередили «владычицу морей». Отчасти это можно объяснить тем, что английская морская авиация организовалась и развивалась на базе Королевских ВВС, заинтересованность которых в авиации для флота далеко не заходила.

Подписание Вашингтонского соглашения, которое в итоге определило кому и сколько можно строить линейных кораблей
Подписание Вашингтонского соглашения, которое в итоге определило кому и сколько можно строить линейных кораблей

Однако финансовые ограничения в межвоенный период замедлили дальнейшее развитие этих преимуществ, полученных Британией с таким трудом. Именно этим объясняется некоторое отставание в этот период Королевского флота от других. Особенно это касается морской авиации, в отношении которой США и Япония значительно опередили «владычицу морей». Отчасти это можно объяснить тем, что английская морская авиация организовалась и развивалась на базе Королевских ВВС, заинтересованность которых в авиации для флота далеко не заходила. Кроме того заключенный договор об ограничении морских вооружений вынудил Королевский флот остаться с кораблями, спроектированными еще до войны, и на которых весь боевой опыт, в том числе и опыт использования морской авиации, не мог быть использован в полной мере даже посредством обширных модернизаций.

В итоге правильность или ошибочность тех или иных положений вскоре была проверена очередной мировой войной.

Источники: Равен, А Британские линейные корабли во Второй мировой войне/ А.Равен, Дж.Робертс; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VI.- Огневая мощь и скорость/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2007.- 110 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VII.- Эпоха дредноутов/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2008.- 84 с.; Патянин, С.В. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 384 с.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: