Найти тему

Анализ романа Мэри Шелли "Франкенштейн, или современный Прометей"

Оглавление
«Однажды ночью, пробираясь, по своему обыкновению, в лес, где я добывал себе пищу и собирал дрова для своих друзей, я нашел кожаную дорожную сумку, в которой была кое-какая одежда и несколько книг. Я радостно схватил этот трофей и вернулся с ним к себе в сарай. По счастью, книги были написаны на языке, уже отчасти знакомом мне. То был «Потерянный Рай», один из томов «Жизнеописаний» Плутарха и «Страдания молодого Вертера». Обладание этими сокровищами принесло мне много радости. Отныне я непрерывно питал ими свой ум, пока мои друзья занимались повседневными делами»

Роман восхитительной молодой англичанки Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» изобилует аллюзиями ко многим литературным, религиозным и мифологическим произведениям, обладает глубоким философским подтекстом, а созданный ею образ никак не заслужил остаться в сознании нашего несчастного поколения в качестве дешевого костюма на «Хэллоуин».

Каждый достойный человек состоит из книг, оказавших влияние на его душу. Родившаяся в интеллигентной семье литераторов Мэри с детства получала достойное образование. В своих дневниках она писала, что не раз вместе с отцом перечитывала поэму Джона Мильтона «Потерянный рай». Библейские образы, созданные этим радикальным пуританином, нашли свое отражение в персонажах ее романа.

АЛЛЮЗИИ НА «ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ» ДЖОНА МИЛЬТОНА.

Один из главных героев романа Мэри Шелли – существо, созданное Виктором Франкенштейном. В пересказе своей жуткой истории Роберту Уолтону тот называет его не иначе как «чудовище», «демон» и «враг». Это прямая аллюзия на одно из прозвищ Люцифера в «Потерянном рае». После грехопадения Люцифер получил прозвище «враг рода человеческого» и решил мстить Богу, соблазняя людей на совершение грехов, тем самым приговаривая их к той же адской муке, что испытывает он сам.

Виктор Франкенштейн предстает перед читателем юным ученым, с огнем в глазах жаждущим внести свой вклад в науку. Вот что он говорит: «Никому не понять сложных чувств, увлекавших меня, подобно вихрю, в эти дни опьянения успехом. Мне первому предстояло преодолеть грань жизни и смерти и озарить наш темный мир ослепительным светом. Новая порода людей благословит меня как своего создателя; множество счастливых и совершенных существ будут обязаны мне своим рождением. Ни один отец не имеет столько прав на признательность ребенка, как буду иметь я. Раз я научился оживлять мертвую материю, рассуждал я, со временем (хотя сейчас это было для меня невозможно) я сумею также давать вторую жизнь телу, которое смерть уже обрекла на исчезновение».

Внешность творений.

Монстр Виктора все же отличался от Адама. Созданный по образу и подобию Бога Адам обладал неимоверной красотой, для жизни ему было отведено райское место в Эдеме, а безобразное чудовище сотворено из мертвой материи на скорую руку и сразу же покинуто своим создателем.

Мэри Шелли, изображая уродство неумело созданного «Адама», ссылается на книгу четвертую «Потерянного рая». В ней описывается изумление Евы от красоты существа, увиденного ею в отражении. В ответ на это ангел сказал так: «То, что ты видишь, Создание в воде – то ты сама». Монстр же описывает свои впечатления от увиденного отражения в воде так: «Но как ужаснулся я, когда увидел свое собственное отражение в прозрачной воде! Сперва я отпрянул, не веря, что зеркальная поверхность отражает именно меня, а когда понял, как я уродлив, сердце мое наполнилось горькой тоской и обидой. Увы! Я еще не вполне понимал роковые последствия своего уродства».

Таким образом, творение Франкенштейна противопоставляется идеально созданным Богом людям. Сравнивая себя и Адама, монстр приходит к выводу, что он больше похож на Сатану: «Как и у Адама, у меня не было родни; но во всем другом мы были различны. Он вышел из рук Бога во всем совершенстве, счастливый и хранимый заботами своего творца; он мог беседовать с высшими существами и учиться у них; а я был несчастен, одинок и беспомощен. Мне стало казаться, что я скорее подобен Сатане; при виде счастья моих покровителей я тоже часто ощущал горькую зависть».

Мэри Шелли подводит читателя к общеизвестному тезису о том, что внешний вид может быть обманчив. Она создает живой образ, основанный на контрасте монструозной оболочки и души, стремящейся к добру и свету.

Зависть к Адаму.

Создание Виктора Франкенштейна нашло дорожную сумку с томиком Мильтона и охотно прочло «Потерянный рай», воспринимая все описанное как произошедшее в реальной жизни.

Проживая в пастушьей хижине, монстр скрытно следил за людьми по соседству, перенимал их образ жизни, вслушивался в слова и учил язык считал их своими «покровителями». Ему казалось, что семья Де Лэси должна была полюбить его и принять, ведь он в тайне помогал им с домашней работой и был хорошим человеком, несмотря на свою отвратительную наружность. Однако, когда он решил им открыться, его отвергли и выгнали прочь. Первые люди же были окружены лаской и заботой высших существ в лице Бога и ангелов, открывающих им сущность этого мира. Монстр все это понимал и испытывал зависть, которая затем трансформировалось в сатанинскую злобу.

-2

Разрушенные надежды и обращение ко злу Люцифера и Франкенштейна.

В «Потерянном рае» Сатана по ходу повествования претерпевает значительные изменения. Он искренне не понимает, почему должен прославлять Бога. Грезит мечтами о равенстве ангелов, где он бы занимал первенство как всеми признанный руководитель. Люцифер борется за свои идеи, но претерпевает поражение и низвергается в Ад, где его раздирает мысль об утраченном блаженстве:

«Его терзают ужас и сомненье,
Внутри его бушует бездна Ада:
Он носит Ад в себе и вкруг себя
И, как бы место ни переменял он,
Уйти от Ада может так же мало,
Как убежать от самого себя».

В конце концов, Сатана укрепляется во зле. Он подавлен, отвержен и избирает путь мести, стремясь совершать все поступки, которые могли бы огорчить господа Бога:

«Прости ж, надежда; больше нет ни страха,
Ни угрызений совести: все благо
Утрачено навеки для меня;
Отныне Зло моим пусть будет благом»

Монстр Франкенштейна имеет схожую судьбу. Выходя во свет, он грезит мечтами найти себе друга и познать этот мир, он радуется солнечному свету и вдохновляется природой. Постепенно его надежды рушатся. Когда он пытается сближаться с людьми, те видят в нем лишь ужасное чудовище, испытывают отвращение и бегут прочь. Однако все, что было нужно этому чудовищу, проявление любви и заботы хоть от кого-то, ему было больно оставаться в одиночестве.

Переломным моментом в его судьбе стала попытка показаться перед семьей Де Лэси, закончившаяся тем, что главные на тот момент люди его жизни остолбененли от ужаса и выгнали его из дома, а после пережитого и вовсе решили навсегда переехать. Разозленный непониманием людей монстр решил сжечь этот дом, а его желание дружить с людьми перерастает в желание отомстить им: «Все, кроме меня, вкушали покой и радость; и только я, подобно Сатане, носил в себе ад; не видя нигде сочувствия, я жаждал вырывать с корнем деревья и сеять вокруг себя разрушение; а потом любоваться делом своих рук». Эта цитата является прямой отсылкой к описанию Мильтона обращения ко злу Люцифера.

Доброе начало монстра обращается ненавистью и жаждой мести, яростью и дьявольской злобой. Мэри Шелли тем самым поднимает один из философских вопросов: человек по своей природе злой или добрый?

Жан-Жак Руссо в своем исследовании «Рассуждение о неравенстве» [1754] утверждал, что “человек по натуре своей добр и только общество делает его плохим”. Исследуя отношение к этому вопросу Иммануила Канта, А. Гулыга в своей книге «Кант», пишет: «Человек, утверждает Кант, по природе зол. В нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем человек обладает первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому."

Ева.

Монстр говорил: «У меня не было Евы, которая делила бы мои мысли и развеивала мою печаль; я был один. Я вспоминал мольбу Адама к своему создателю. А где же был мой создатель? Он покинул меня, я, ожесточись сердцем, я проклинал его».

Мильтоновский Адам в своих молитвах к Богу также говорит о том, что не может оставаться один, что ему нужно подобное ему создание, которое бы смогло разделить с ним его счастье, дарованное Господом:

«Какое обожание воздам Тебе,
Кто создал мир и столько благ,
Мне уделённых щедрою рукой
Для процветанья моего,
Тобой Приуготованного? Но нигде
Не вижу — с кем блаженство разделю!
Возможно ль обособленно вкушать
Отраду, наслаждаться одному
Дарами всеми и счастливым быть?"

Единственной мечтой монстра стало обрести такое же безобразное существо рядом, возможность сойтись с людьми он уже полностью отверг. Монстру необходимо иметь рядом такое же искусственно созданное чудовище, которое смогло бы разделить с ним изгнание, словно Адам и Ева после грехопадения. Поэтому он угрожает Виктору расправой над его близкими и после отказа претворяет свои обещания в жизнь, убивая родных Франкенштейна и превращая его существование в кромешный Ад.

«– Каждый мужчина, – воскликнул он, – находит себе жену, каждый зверь имеет самку, а я должен быть одинок!» – так кричал монстр, заставляя Виктора содрогаться от мысли, что это может привести к заселению планеты новой породой недолюдей.

ГРЕХ ВИКТОРА ФРАНКЕНШТЕЙНА

-3

Дэвид Болтер писал: «В античной и в новой истории Европы, вероятнее всего, никогда не было такого момента, когда кто-нибудь не пытался реализовать идею создания человека другим, отличным от обычного репродуктивного, способом».

В романе мы встречаем Виктора Франкенштейна молодым ученым с горящими глазами, переполненного искренним стремлением к познанию самых сокровенных тайн природы. Он говорил: «В то время как моя подруга сосредоточенно и удовлетворенно созерцала внешнюю красоту мира, я любил исследовать причины вещей. Мир представлялся мне тайной, которую я стремился постичь. В самом раннем детстве во мне проявлялись уже любознательность, упорное стремление узнать тайные законы природы и восторженная радость познания».

Несмотря на то, что уже 19 веке алхимия вызывала лишь усмешку в глазах настоящих ученых того времени, Виктор всерьез увлекался работами Парацельса, Агриппы и Альберта Великого. Вероятно, идеи одного из самых знаменитых алхимиков средневековья – Парацельса о создании гомункулов, изложенные в его в работе «О природе вещей», и вдохновили Франкенштейна на создание искусственного человека из собранной на кладбищах мертвой плоти.

Упоминая одного из родоначальников оккультизма Генриха Корнелия Агриппу Неттесгеймского, Мэри Шелли, возможно, отсылает нас к связанной с ним легенде о непослушном ученике. Современники Агриппы считали его чернокнижником и колдуном, продавшим душу сатане. Рассказывают, что во время пребывания Агриппы в Лувене, один из его учеников проник в кабинет учителя, где нашел книгу заклинаний, с помощью которой вызвал демона. Однако, не имея никакой власти над демоном, тот не мог им управлять, вследствие чего стал жертвой своей самонадеянности. Так и Франкенштейн, познакомившись с работами Агриппы Неттесгеймского, стал своеобразным «учеником чародея».

Также следует обратиться к истории, связанной с другим деятелем средневековья Альбертом фон Вольштедтом или просто Альбертом Великим. Альберт создал гомункула или голема в виде женщины, которая умела говорить, и использовал ее, разумеется, в качестве прислуги в домашних делах. Над ее созданием он работал около 30 лет, но, увы, его ученик – прославленный проповедник-католик Фома Аквинский – пришел к нему в гости и увидел на пороге странную женщину. Она не была похожа на настоящего человека: лицо ее было бескровно, а движения неестественны и лишены плавности. Испугавшись, Фома осенил себя крестным знаменем и набросился на нее с молотком. Когда его учитель вернулся, он увидел лишь разбитые детали своего творения.

До появления монстра на свет Виктор грезит надеждами о создании новой породы людей, которая благословляла бы его как создателя. Он не гнушается эксгумации и проведения экспериментов над покойниками, запрещенных моралью и церковью. Он ставит себя выше этого и отводит себе место Бога в мире созданных им чудовищ.

В мировой литературе и науке уже были примеры искусственно созданных людей. Так, в пьесе «Фауст» Иоганна Гёте ученик доктора Фауста Вагнер создает гомункула, который, как и создание Виктора Франкенштейна (монстр быстро выучился читать и умел острый ум), обладает высоким интеллектом и также мечтает стать человеком. Еврейские мифы говорят нам о созданном по образу человека Големе, который предназначался для защиты и выполнения работы по дому.

Трагедия искусственно созданных людей заключается в их несовершенстве. По религиозным законам человек есть раб божий, он обязан почитать своего небесного отца. Создание им других существ рассматривается как дерзновенная, но обреченная на провал попытка достичь божьей славы. Соревнуясь с Богом-творцом, человек порождает лишь несчастных существ, в которых по иронии (Природой или Богом) заложено желание мстить своему творцу за дарованную им неполноценную, несовершенную и несамостоятельную жизнь. Это является своеобразным наказанием человеку за попытку похитить у Бога «тайну творения».

Франкенштейн не способен контролировать созданное им же существо. Более того, оно отвратительно и ввергает людей в ужас. На протяжении всей истории Виктор испытывает к нему лишь страх и отвращение, не пытается понять его и принять. Гнев Франкенштейна вызван собственной неудачей в создании новой жизни. Его можно сравнить с родителем, бросившим своего ребенка из-за его внешних генетических дефектов.

-4

Причиной ненависти Виктора являются собственные разрушенные надежды, несоответствие сына его представлениям. Эта ненависть неоспорима и патологична по своей природе. В попытках скрыть собственный «позор» Франкенштейн приводит к гибели всю свою семью, однако не винит себя в этом и продолжает оправдывать свои действия высшей целью – спасением человечества. В действительности же его затуманенный разум просто не может объективно оценивать ситуацию.

Очевидно, что настоящим монстром является сам Виктор Франкенштейн. Прочитав последнюю главу романа, в этом невозможно усомниться:

« – А ты думаешь, – отозвался демон, – что я и тогда не чувствовал мук и раскаяния? Даже он, – продолжал он, указывая на тело, – не испытал, умирая, и одной десятитысячной доли тех терзаний, какие ощущал я, пока вел его к гибели. Себялюбивый инстинкт толкал меня все дальше, а сердце было отравлено сознанием вины. Ты думаешь, что стоны Клерваля звучали для меня музыкой? Мое сердце было создано, чтобы отзываться на любовь и ласку; а когда несчастья вынудили его к ненависти и злу, это насильственное превращение стоило ему таких мук, каких ты не можешь даже вообразить».

Виктор не раскаялся в своем грехе, до последнего дня он питал ненависть к своему созданию, которое хоть и сеяло зло, но без наслаждения. Отомстив ему, монстр теряет смысл существования и решает прервать череду страданий, которой являлась его жизнь. После смерти Франкенштейна он, словно терзаемый ядом гидры Геракл, восходит на собственноручно сложенный погребальный костер.

КАК ФРАНКЕНШТЕЙН СТАЛ «НОВЫМ ПРОМЕТЕЕМ»?

Между Франкенштейном и Прометеем существует несколько параллелей, делающих первого своеобразной аллегорией на второго.

Во-первых, монополия на сотворение человека принадлежит Богу. Каждый, кто дерзнет воспользоваться этой прерогативой и пожелает стать ему равным, будет наказан. Прометей и был наказан за то, что похитил огонь у Гефеста и передал его людям, хотя долгое время этим благом обладали только обитатели Олимпа:

«Так говорил ему Зевс, многосведущий в знаниях вечных.
В сердце великом навеки обман совершённый запомнив,
Силы огня неустанной решил ни за что не давать он
Людям ничтожным, которые здесь на земле обитают».
(Гесиод. О происхождении богов (Теогония)
-5

Во-вторых, Прометея сравнивают с Франкенштейном, поскольку он вылепил из глины людей, которых Афина наделила дыханием. Однако отношения Прометея с людьми на этом не закончились. Он выступал в роли посредника между людьми и Зевсом. Согласно мифу, люди были обязаны отдавать Зевсу лучшую часть жертвенного животного со всем пригодным для употребления мясом и оставлять себе лишь кости. Прометей же разделил быка на две части: в одну пошло мясо, прикрытое сверху шкурой, во вторую кости, покрытые жиром. По совету Прометея Зевс выбрал вторую часть, однако обман распознал.

Франкенштейн, вспоминая дни своего отрочества, описывает необыкновенно сильную грозу, во время которой молния поразила старый дуб: «Я внезапно увидел, как из мощного старого дуба, росшего в каких-нибудь двадцати ярдах от дома, вырвалось, пламя, а когда исчез этот слепящий свет, исчез и дуб, и на месте его остался один лишь обугленный пень». Это еще одна аллюзия к мифу о Прометее, который спрятал похищенный огонь в полом стебле тростника, чтобы затем передать его людям.

Роман Мэри Шелли также отсылает нас к басне Эзопа «Сатир и огонь». В ней рассказывается о любопытном Сатире, который впервые увидел горящий костер и пожелал его обнять. Прометей вовремя остановил Сатира и объяснил двойственную сущность огня, который может как спасать, так и убивать. Впервые увидев огонь, Монстр Франкенштейна также познает его дуальную природу: «Однажды, мучимый холодом, я наткнулся на костер, оставленный какими-то бродягами, и с восхищением ощутил его тепло. Я радостно протянул руку к пылающим углям, но тотчас отдернул ее с криком. Как странно, подумал я, что одна и та же причина порождает противоположные следствия!».

Таким образом, Мэри Шелли создает свою литературную интерпретацию мифа о Прометее, которую некоторые исследователи определяют как «неомиф». Образ Прометея находит воплощение в Викторе Франкенштейне, который жаждет совершить прорыв в науке и помочь людям, но заходит на этом пути слишком далеко и касается божественного.