Топить было нечем, и Женни снова села за письмо родным: «Пожалуйста, пришлите немного денег». Она знала, что мать выручит и на этот раз. Собственных средств у четы Маркс не было. И чтобы накормить детей, Женни даже закладывала свои платья.
Дочь барона фон Вестфален без преувеличения называли «царицей балов Трира».
«Женни выделялась из тысяч своей красотой… которая приводила в восторг таких людей как Гейне и Лассаль, и своим умом и остроумием, столь же блестящим, как ее красота», - писали о Женни.
Она родилась в 1814 году и приходилась родственницей графам Аргайл – представителям древнейшего шотландского рода. Соседями Вестфаленов в Трире были небогатые Марксы, сын которых, Карл, влюбился в Женни в шестнадцатилетнем возрасте. Семья уговаривала его даже не смотреть в сторону дочери барона, но Карл стоял на своем. В девятнадцать он набрался храбрости сделать предложение, и получил от Вестфалена-старшего ожидаемый отказ.
Прекрасно образованная и очень привлекательная девушка могла сделать хорошую партию, и к ней неоднократно сватались. Но… Женни не соглашалась ни за кого пойти. Она уже выбрала друга по сердцу – Карла Маркса. Его скромное происхождение, его бедность не пугали девушку. В 1836 году они тайно обручились.
«Наша участь – ждать, надеяться, терпеть», - писала Женни.
Карл получал образование, учился в Бонне и Берлине, и постоянно слал весточки своей возлюбленной. Для неё он даже написал три тетради восторженных стихов, о которых потом вспоминал со смехом. И лишь в 1843 году, когда Марксу удалось получить работу редактора и стабильное жалованье в пятьсот талеров, он снова пришел в дом Вестфаленов и заручился согласием семьи.
Впрочем, главного противника этого союза – отца Женни – уже не было в живых. А невесте шел двадцать девятый год, и по меркам девятнадцатого века у неё оставался слабый шанс устроить свою жизнь. 12 июня 1843 года молодые подписали брачный договор, затем расписались в мэрии, и только потом пошли под венец.
Увы, начало семейной жизни было омрачено тем обстоятельством, что газету, в которой трудился Маркс… закрыли. А мать жениха наотрез отказалась отдавать ему долю наследства. Молодожёны остались без средств, с фрау Маркс сын начал судебную тяжбу, а ещё замаячила перспектива ареста для Карла. Новоиспечённые супруги подались в Париж.
Отчаянно нуждающиеся, они пытались сводить концы с концами, но выходило неважно. Когда родилась их первая дочь, баронесса фон Вестфален вызвала Женни с внучкой к себе в Трир. За полгода в родном доме молодая женщина восстановила здоровье, снова обрела уверенность в завтрашнем дне, и изрядную денежную сумму, которую мать выделила ей. Возвращаясь к мужу, Женни ликовала: они снова не будут голодны!
Если бы Карл хоть немного зарабатывал своими статьями, их положение стало бы легче. Но Маркс, увлечённый своими идеями, переложил всю заботу о семействе на плечи Женни. Практически постоянно им не хватало денег, и приходилось снова и снова писать баронессе письма с просьбами о помощи. Иногда им нечем было топить камин, иногда они ели один картофель (Карл упоминал в послании другу, что десять дней семья не могла позволить себе ничего иного).
"Счета от булочника, зеленщика, торговца чаем - ни один не оплачен", - сокрушался Маркс. Женни научилась торговаться во всех лавках, в которых покупала еду. А если становилось совсем невмоготу, шла закладывать свое приданое. То, что от него осталось.
Серебряный сервиз, несколько украшений, накидки... Чтобы накормить детей Женни Маркс даже закладывала свои платья. У неё оставались несколько бальных нарядов, в которых она когда-то "царила" в Трире. На что они ей были теперь? Важнее было обеспечить малышей: в 1845 году, в Брюсселе (семью выслали из Парижа) родилась вторая дочь, Лаура, двумя годами позже – сын. В помощь дочери баронесса прислала не только кошель с деньгами, но и Ленхен Демут, горничную и кухарку в одном лице. Эта молодая особа работала в доме Марксов, но жалованье получала напрямую от баронессы фон Вестфален. А Карл… вместе с Фридрихом Энгельсом, с которым познакомился еще в Париже, составлял «Манифест коммунистической партии». В марте 1848 года его арестовали, а затем «попросили» из Бельгии. Аресту подверглась и Женни.
«Это было место, где содержали бездомных нищих… меня толкнули в темную комнату. После двухчасового допроса, жандарм проводил меня, и к вечеру я приехала к своим бедным трем маленьким детям».
Они снова скитались – Маркс, его жена и их общие дети. Париж, Трир, Кельн, Бонн… Женни продала мебель, чтобы им было на что жить. Деньгами помогала ее семья и Фридрих Энгельс. Но семейство постоянно росло, в 1849 году родился еще один мальчик, Генри Эдвард Гай. Женни была измотана, но сила ее любви к мужу оставалась прежней. Она последовала за ним в Лондон, где у них появились еще двое детей, а затем – у Ленхен Демут! – сын, Генри Фредерик.
Ленхен и Маркс часто играли в шахматы вместе. Интерес к служанке был очевидным, но когда Генри Фредерик появился на свет, его отцом объявил себя Энгельс. Женни сделала вид, что поверила в эту легенду, тем более что сам Карл никакого интереса к мальчику не проявлял. Его тут же отдали на воспитание в другую семью, и поддерживать его финансово взялся все тот же Энгельс. Помогал другу? Или, действительно, был «виновником» этой ситуации?
«Если бы я начал жизнь сначала, я никогда не женился бы, - писал Маркс в письме родственнику, - пока это в моих силах, я хотел бы оградить своих дочерей от скал, о которых разбилась жизнь их матери».
Летом 1856 года умерла мать Женни. Небольшое наследство, полученное фрау Маркс, позволило семье снять домик в Хэмпстеде. Женни переписывала работы мужа, и это помогало ей отвлечься от тяжелых мыслей – четверо детей покинули этот мир один за другим в промежутке между 1852 и 1857 годом. Она устала от тревог и не прекращающегося безденежья. Финансовая ситуация этой семьи стала выправляться только десять лет спустя, после публикации «Капитала».
Женни Маркс прожила 67 лет. Ее не стало 2 декабря 1881 года, в Лондоне. Маркс последовал за ней два года спустя. Царица балов в Трире, по мнению её родных и современников, больше других помогла Карлу в его трудах: была его поддержкой, опорой и надёжным тылом. Во всех странствиях именно Женни обеспечивала уют и буквально вытягивала семью из непростого положения. Смогла бы другая женщина поступить так же? Закладывать платья, упрашивать родственников о помощи? Вряд ли. Женни была бесконечно предана своему мужу.
А дети? Из семерых отпрысков Марксов взрослого возраста достигли трое. Но только две дочери вышли замуж и обзавелись потомством.
#наука #история #семейные отношения #свадьба #литература
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!