В недавнем материале, посвященном проблеме «подставного режиссерства», в связи с эпопеей «Матрица» мы вспомнили классику советского кино, а именно, комедию «Карнавальная ночь», чем вызвали немалый интерес читателей. Мы уже рассказывали эту историю несколько лет назад, но полагаем, что не будет страшным повторить её ещё раз.
Собственно отправной точкой предпринятого нами расследования была подготовка к одному мероприятию, походившему в год 60-летия «Карнавальной ночи». Это было нечто среднее между флэшмобом и косплеем, только очень концептуально, а потому уделялось повышенное внимание изучению документов, воспоминаний, свидетельств очевидцев.
По отдельности они вряд ли могу поразить или удивить, однако вместе взятые они давали «картинку» совершенно иную, нежели та, к которой «мы привыкли». Во-первых, оказалось, что «Карнавальная ночь» была своего рода «политическим заказом». И не кого-нибудь, а лично Хрущева, который после ХХ съезда среди «старых партийных кадров» популярностью не пользовался.
В итоге было решено сделать ставку на молодежь, что предполагалось продемонстрировать в каком-нибудь востребованном у оной фильме. И тот должен был снять непременно «молодой режиссер». Подготовку этой операции поручили главе «Мосфильма» Ивану Пырьеву. Тот в свою очередь выбрал из возможных кандидатов Эльдара Рязанова.
Мол, вы уже делали «Весенние голоса» про смотр художественной самодеятельности, а теперь надо создать полноценный фильм-ревю. Однако сам Рязанов к поручению отнесся без должного рвения. Он вообще хотел на отдых в отпуск. И в команду взял своих приятелей.
По прошествии некоторого времени Пырьев с ужасом осознал, что «молодежь» задание «провалит». Не укладывались в сроки, на счет качества будущей кинокартины даже говорить не приходилось. А потому он негласно взял съемочный процесс в свои руки.
И начал с кардинальной замены актерской команды. Во-первых, вернул на съемочную площадку Гурченко. Рязанов её «забраковал» и отдал роль Леночки Крыловой своей «очень близкой подруге». Во-вторых, пользуясь положением главы «Мосфильма» привлек Игоря Ильинского и Сергея Филиппова, которые могли спасти любую комедию.
В качестве структурной основы для «Карнавальной ночи» было решено взять трофейный фильм «Вир махен музик» с Ильзой Вернер. Благо, что у Пырьева была возможность видеть подобные ленты. Далее наступил черед съемочной бригады и на площадке оказались лучшие осветители и операторы.
От самого Рязанова требовалось только присутствовать «при процессе» и не мешать выполнению «важного политического задания». В итоге фильм сделали в срок, лента пользовалась диким успехом. Хотя многие отмечали, что она как-то подозрительно похожа на «Кубанских казаков», да и позже Рязанов демонстрировал совершенно «иной кино-язык»