Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен»?
А я всюду хочу протащить влияние подсознательного идеала.
Один из них, ницшеанский, меня особенно будоражит. За мистичность и космичность. Возможно, это связано с глубоким, получается, впечатлением от атомной бомбардировки. Мне тогда было 7 лет. Я начал склоняться к религиозности. Я увидел при свете зарницы Бога со свитой. Мой дед очень странно молился (в городе после войны не было синагоги, и он молился дома, и я обещал ему вырасти и дать деньги на постройку синагоги). Бабки моих товарищей, украинцев, усиленно заговорили об Апокалипсисе, пацаны их речи передавали друг другу. Я впечатлялся. Разрушенную снарядами церковь возле нашего двора пацаны называли знаменитым местом. Тут, мол, встретились Всемирный Потоп и Всемирный Огонь и поглотили один другого. Страсть что… А ницшеанство часто выражается путём доведения восприемника до предвзрыва, обещающего такой силы взрыв, что он вышвырнет тебя в иномирие из Этого мира, плохого-преплохого всячески, вплоть до того, что непереносима сама причинность. – Вон, Ницше сочинил:
Против законов
Моченым шну`ром вновь и вновь
Стянул мне горло шум часов;
Мерцанье звезд, петуший крик,
И свет, и тень - исчезли вмиг,
И все, что знал я, стало вдруг
Глухой, немой, ослепший круг -
Во мне остался мир без слов
Под шум закона и часов...
Ницшеанец, сверхчеловек, ненавидит обычных людей. И единственно, с чем может примириться, это с чем-то, приближающимся к Абсолюту, к Вечности. Например, со своим народом примириться, как Бродский, с русским (см. тут). Это великий народ. Потому ему не грозит исчезновение в порядке осуществления того закона природы, что языков на планете становится всё меньше, и в каком-то будущем останется несколько.
Как-то прослышав про этот закон, я в детстве рационально решил, что русский язык точно сохранится и потому буду-ка я русским, а не евреем. (И стал-таки в результате по самоощущению русским после 10 лет отроду, когда меня из Украины увезли в Литву, где мой суржик был совершенно неуместен.)
Через 40 лет я вернулся жить на Украину, и со слабым сочувствием увидел, что украинский язык неконкурентоспособен.
А Украина, обретя независимость, предательски проголосовав за неё на референдуме, в том же году, раньше, проголосовав на референдуме же за сохранение СССР, осталась недогосударством, каким была всю свою историю и в составе СССР, и до воссоединения с Россией в 1654 (металась, к кому бы прислониться; все окружающие народы имели государственность, и только Украина – нет). И в составе царской России она то и дело косила в предательство (Выговский с Польшей, Мазепа с Швецией, Скоропадский с Германией, Петлюра с Польшей).
И мне, считающего Бродского ницшеанцем, подумать, что доведение читателя до предвзрыва естественно увидеть в ненависти к Украине, второй референдум в которой в 1991 году привёл к распаду СССР. К этому недогосударству (гений Бродского как в воду глядел в 1991 году {первое чтение стихотворения зафиксировано в 1992 году, а есть много черновиков – Бродский, видимо, долго его писал}). То есть ненависть Бродского к Украине есть частный случай ненависти к человечеству (которое ж обыкновенно в своей мещанской низменности и своекорыстии).
На независимость Украины
Дорогой Карл Двенадцатый, сражение под Полтавой,
слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
«время покажет кузькину мать», руины,
кости посмертной радости с привкусом Украины.
.
То не зелено-квитный, траченый изотопом,
— жовто-блакитный реет над Конотопом,
скроенный из холста: знать, припасла Канада —
даром, что без креста: но хохлам не надо.
.
Гой ты, рушник-карбованец, семечки в потной жмене!
Не нам, кацапам, их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
с залитыми глазами жили, как при Тарзане.
.
Скажем им, звонкой матерью паузы метя, строго:
скатертью вам, хохлы, и рушником дорога.
Ступайте от нас в жупане, не говоря в мундире,
по адресу на три буквы на все четыре
.
стороны. Пусть теперь в мазанке хором Гансы
с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть, так сообща, сук выбирая в чаще,
а курицу из борща грызть в одиночку слаще?
.
Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит.
Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит,
брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый
отвернутыми углами и вековой обидой.
.
Не поминайте лихом! Вашего неба, хлеба
нам — подавись мы жмыхом и потолком — не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
Кончилась, знать, любовь, коли была промежду.
.
Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом!
Вас родила земля: грунт, чернозем с подзолом.
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Эта земля не дает вам, кавунам, покоя.
.
Ой-да левада-степь, краля, баштан, вареник.
Больше, поди, теряли: больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза,
Нет на нее указа ждать до другого раза.
.
С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса.
1991 г.
Больше всех досталось украинцам. Но и русские схлопотали под сурдинку: «семьдесят лет в Рязани». Он и над пушкинским «Нет, весь я не умру…» посмеялся. Это, мол, самообман, что можно надолго продлить некую жизнь творчеством. Все будут забыты. А украинцы-де всё равно превратятся в русских и будут хотеть по-пушкински сохраниться. А шевченковское –
Як понесе з України
У синєє море
Кров ворожу... отойді я
І лани, і гори —
Все покину і полину
До самого бога
.
И когда с полей Украйны
Кровь врагов постылых
Понесет он... вот тогда я
Встану из могилы —
Подымусь я и достигну
Божьего порога
есть враньё. Нет Бога.
17 февраля 2022 г.