Анна первой вышла из ЗАГСА уверенно, с высоко поднятой головой. Развод. Хотелось думать, что принятое решение верно. Оказалось всё прошло очень буднично, как сходить в магазин за молоком. А она переживала, боялась. Зачем? И вообще, всё это было зачем? Три года своей жизни были прожиты не своей жизнью. Просто не сошлись характерами и не только.
Сергей был вполне хорошим мужем. Не пил, не бил, к другим не ходил. Кажется, даже любила. Но. За эти три года столько было "но", что оказалось проще развестись, чтобы дышать. Оба работали, зарабатывали, строили даже планы на будущее.
Хорошо, что была своя квартира, доставшаяся от бабушки Ани, и о жилье не нужно было задумываться. Аня оставила себе машину, которую купили в браке, и предложила Сергею его долю отдать деньгами. Муж не любил машины, водил только, когда была необходимость.
Аня замедлила шаг и обернулась. Муж задумчиво улыбался и смотрел куда-то под ноги.
- Держи, это за машину, - протянула Аня деньги в пакете.
Сергей удивился, но пакет взял.
- Зачем ты таскала такие деньги с собой?
- Забыла сразу отдать, другие были дела. Ну что? Пока?
-Удачи тебе, - ответил уже бывший муж и пошёл своей дорогой.
Аня села в машину и, положив руки на руль, задумалась.
Очень захотелось пирожного. С обилием вредного крема, сладкого, маслянистого. До дрожи. Муж ограничивал Аню, всё время напоминая, что сладкое вредит фигуре. Аня верила и обходила вкусности стороной. Хотя выглядела прекрасно и от лишнего веса не страдала. Муж не любил рыбу и морепродукты, даже запах не переносил, а Аня обожала такую еду, но дома приходилось готовить то, что нравится мужу.
- Так. Пирожное съем и заеду куплю абонемент на йогу, - подумала она и завела машину.
Муж считал йогу пустым времяпрепровождением. Вот тренажёрный зал, пожалуйста. Ходи со мной. А над словом "йога" смеялся.
Аня закрывалась в ванной комнате, включала душ и расслаблялась на коврике.
Так и копились обиды, недовольства и ощущения ограничений. Брак оказался смирительной рубашкой, а не чем-то свободным и направляющим к развитию.
Анна заговорила с мужем сразу, как пришло осознание, что эта жизнь и не жизнь вовсе. Муж сразу согласился. Ничего больше не спрашивал, просто ответил "Хорошо".
Мать с отцом смотрели недоумевающе.
- А как же перетерпеть, согласиться с мужем, он же глава семьи, наконец. А как же уважение к нему, как к личности? Семья - это не только домашние дела, это и психология и выстраивание отношений. Без этого никуда.
Аня молчала. Ей всё это было чуждо. Она хотела жить для себя и своей жизнью.
- Зачем выходила замуж? - спросила мать.
- Любила.
- А сейчас не любишь уже? - спросил отец.
- Ещё немножко люблю.
- Замкнутый круг какой-то. Слышишь, отец, - кивнула в сторону мужа мать.
- Слышу, - откликнулся отец, - что за молодёжь пошла? Ленивая, неподъёмная. Всё для себя! Счастье ковать нужно, так раньше говорили.
***
Сергей вышел из здания ЗАГСА сразу же за Аней. За бывшей женой. Смешанные чувства накрывали его. Ему казалось, что от него сейчас уходит что-то близкое, но уже не такое нужное как раньше. Как снимок в альбоме. В тот момент, когда удалось поймать отличный кадр, радуешься безмерно. И когда распечатываешь. А потом положишь фотографию в альбом и закроешь. Было. И хорошо. Рад.
- Сейчас бы кофе, - подумал Сергей и посмотрел на свёрток в руке. - Зайду, положу деньги на счёт и выпью кофе.
Аня сердилась, когда муж пил кофе, потом у него болел желудок. Жена не покупала кофе вообще, чтобы дома не было соблазна.
Сергей зашёл в банк, потом отправился в уютное кафе. То самое кафе, в котором они с Аней так любили сидеть. Свободных мест было мало и Сергей сел за длинный стол у панорамного окна.
- Как обычно? - спросил официант, привычно улыбнувшись постоянному посетителю.
- Нет! Сегодня кофе. - Сергей даже задумался. Кофе бывает разный, нужно выбрать. - Капучино, - добавил Сергей.
Он мечтательно посмотрел в окно и улыбнулся сам себе.
"Теперь можно купить мотоцикл! Я так мечтал о нём. Раньше родители не разрешали купить. Потом жена была против. Зато сейчас можно всё".
Родители Сергея были против развода.
- У вас с Анечкой так всё хорошо, зачем разводиться? Ну, кризис трёх лет - это нормально, все через это проходят.
- Она попросила, а я согласился, может, мам, так и лучше будет.
- Как лучше? Порознь? А если бы дети были? Так нельзя. Надо уметь уступать. Делать так, чтобы второй половинке комфортно с тобой было. Чтобы раскрывался человек, и ты был плечом ему, опорой. А вы, - мать махнула рукой. - Чуть что, разводиться. Зачем женился тогда?
- Думал, семья будет.
- А её что не было? - вмешался отец.
- Была.
- Была, - передразнила мать, - она и сейчас есть, только нужно было сохранить её вам. А то штампами в паспорте махать каждый может. А вот трудиться каждый день, чтобы эта семья была, не хотите. Ленитесь. Каждый одеяло на себя тянет. Жалко, конечно.
- Для семьи созреть нужно, - высказался сын.
- Пока вы созреете, все хлеб напекут. Никто в моё время не ждал ничего. Женились, работали, детей рожали. Пока зреть будешь, жизнь уйдёт, - парировал отец. - Самая лучшая жизнь - жизнь, прожитая для других.
***
Сергей поставил пустую чашку на стол и подозвал официанта.
- Общий счёт? - спросил мужчина.
- Что?
- С женой общий счёт? - повторил официант и указал на столик у стены.
Там, действительно, сидела Анна. В этом кафе Сергей всегда сам оплачивал счёт.
- Да, конечно, - ответил он. - Добавьте к заказу ещё эклер на вынос и скажите ей, что от меня.
Сергей вышел на улицу и пошёл жить своей жизнью.
Всё меняется со временем, как пишут мне комментаторы, мир уже не будет прежним.
И институт семьи, похоже, тоже. Он шагнул на несколько ступенек (вниз или вверх решать только вам) и замер на краешке.
А я всё ещё надеюсь, что любовь не будет просто словом, она будет, как губка, впитывать в себя уважение, нежность, заботу, способность дать другому человеку нечто большее, без желания получить что-то взамен.