Являясь одним из значимых и образованных личностей Европы, он прибыл в Москву по просьбе князя Василия III, переводить и исправлять старинные, священные книги. Оставшись не равнодушным, к происходящей вокруг него действительности, он попытался критиковать власть, за что был заключён в темницу на 30 лет.
Прибытие греков
Прибытие греческого посольства в Москву в 1518 году стало значимым событием для молодого московского княжества. В этой делегации был монах из Афона, Максим Грек-выходец из знатного греческого рода.
Его прибытие в Москву было связанно с просьбой Василия III, в которой он просил афонских монахов прислать ему грамотного переводчика, для того чтобы он смог разобраться и перевести старые книги.
Будучи монахом, он владел многими языками, обучался в Италии, Франции и Греции и был образованнейшим человеком того времени, близким к европейскому учёному миру.
Направив Максима в Москву, Афон выполнил просьбу великого князя.
Работа по исправлению книг
Увидев груду лежавших старинных книг, которыми никто не пользовался, он был сильно удивлён увиденному и при встрече с князем рассказал ему, что ни в Греции, ни в Италии нет такого количества богословских книг. Окунувшись с головой в работу, он перевёл толковый псалтырь и апостол, а также множество других книг.
Однако в процессе работы, он пришёл к выводу, что необходимо исправить русские богослужебные книги, сверив их с греческими оригиналами. Но его инициатива в обществе была встречена совсем не однозначно. Одни приветствовали это начинание и считали, что это надо было сделать уже давно, другие же наоборот считали, что он разрушает и уничтожает святые писания.
Почувствовав надвигающийся конфликт в обществе, Грек обратился к Василию III с просьбой, отпустить его на родину, домой на Афон. Но князь ему в этом отказал и попросил продолжать начатую работу.
Жизнь московского царства
Не имея другого выхода кроме как остаться, он продолжил свою работу. Однако он всё больше и больше, стал обращать внимание на происходящую вокруг него жизнь, которая протекала в московском княжестве, а также её внешнюю и внутреннюю политику.
Но, что самое главное, он подверг острой критике окружение и личную жизнь царя, его развод и новый брак. Он осуждал пристрастие царского двора к прорицателям, астрологам и колдунам, которые наводнили его.
Обвинил русскую церковь в том, что она, являясь крупным земельным собственником, эксплуатирует на этом крестьянский труд. Максим напрямую сравнил её с жизнью европейского монашества, которое отказалось от всякого людского стяжательства и эксплуатации, и сосредоточилась на духовном просвещении. Оставив за собой только право, приобретать всё своим трудом и милостью сердобольных христиан.
Он отмечал, что в европейских столицах расцветает философия и искусство, к которому допущены не только дети знатных родов, но и дети простых людей.
Однако критиковал он не так долго и в 1525 году, оставаясь иностранцем, он был обвинён в ереси, оскорблении чудотворцев и его объявили турецким шпионом. После этого он был осуждён, отлучён от причастия и заточён в монастырь.
Отношение греческого монаха к русским царям
Гнев русского царя обрушился на Максима сразу после его критики и несогласия с его разводом, со своей первой бездетной женой Соломонией. Максим убеждал его, что разводиться с женой большой грех, однако князь его не послушал.
Спустя много лет, будучи старцем, Максим направил послание уже другому, молодому царю Ивану Грозному. В нём он предупреждал его, что царство может быть процветающим, только когда его правитель живёт по законам божьим. Это послание, чем-то смогло зацепить молодого царя, и он пожелал встретиться со старцем. Их беседа осталась тайной, но царь остался недоволен этой встречей.
А в 1531 году его осудили заново, после чего он пробыл в темнице 30 лет и умер в 1556 году. До самой смерти, будучи стариком, он просил патриархов и царя отпустить его на родину Афон. Однако просьба его осталась не услышанной.
О чём писал Максим грека
Зная человеческую натуру Максим, не отвергает необходимость отдыха, праздников и веселья. Он объясняет это тем, что человек нуждается в увеселении житейском, в праздниках и радостных собраниях.
Но он, очень критически, пишет о действующих властителях и судах. Обвиняя их в отсутствии праведного суда и милости к обиженным и требующим помощи, по причине своей корысти, сребролюбия и лихоимства.
Властители изнуряют подвластных, принудительными работами и поборами, для обогащения и удовлетворения желания их развратных душ.
Спасибо за прочтение статьи, если она вам понравилась то подписывайтесь и пишите свои мысли в комментариях, это поможет в продвижении канала.