Найти тему
Правители России

Как афонский монах Максим Грек, бросил вызов произволу и тирании Василия III и Ивана Грозного

Оглавление

Являясь одним из значимых и образованных личностей Европы, он прибыл в Москву по просьбе князя Василия III, переводить и исправлять старинные, священные книги. Оставшись не равнодушным, к происходящей вокруг него действительности, он попытался критиковать власть, за что был заключён в темницу на 30 лет.

Прибытие греков

Прибытие греческого посольства в Москву в 1518 году стало значимым событием для молодого московского княжества. В этой делегации был монах из Афона, Максим Грек-выходец из знатного греческого рода.

Его прибытие в Москву было связанно с просьбой Василия III, в которой он просил афонских монахов прислать ему грамотного переводчика, для того чтобы он смог разобраться и перевести старые книги.

Будучи монахом, он владел многими языками, обучался в Италии, Франции и Греции и был образованнейшим человеком того времени, близким к европейскому учёному миру.

Направив Максима в Москву, Афон выполнил просьбу великого князя.

Василий III
Василий III

Работа по исправлению книг

Увидев груду лежавших старинных книг, которыми никто не пользовался, он был сильно удивлён увиденному и при встрече с князем рассказал ему, что ни в Греции, ни в Италии нет такого количества богословских книг. Окунувшись с головой в работу, он перевёл толковый псалтырь и апостол, а также множество других книг.

Однако в процессе работы, он пришёл к выводу, что необходимо исправить русские богослужебные книги, сверив их с греческими оригиналами. Но его инициатива в обществе была встречена совсем не однозначно. Одни приветствовали это начинание и считали, что это надо было сделать уже давно, другие же наоборот считали, что он разрушает и уничтожает святые писания.

Почувствовав надвигающийся конфликт в обществе, Грек обратился к Василию III с просьбой, отпустить его на родину, домой на Афон. Но князь ему в этом отказал и попросил продолжать начатую работу.

Московское царство времён Василия III.
Московское царство времён Василия III.

Жизнь московского царства

Не имея другого выхода кроме как остаться, он продолжил свою работу. Однако он всё больше и больше, стал обращать внимание на происходящую вокруг него жизнь, которая протекала в московском княжестве, а также её внешнюю и внутреннюю политику.

Но, что самое главное, он подверг острой критике окружение и личную жизнь царя, его развод и новый брак. Он осуждал пристрастие царского двора к прорицателям, астрологам и колдунам, которые наводнили его.

Обвинил русскую церковь в том, что она, являясь крупным земельным собственником, эксплуатирует на этом крестьянский труд. Максим напрямую сравнил её с жизнью европейского монашества, которое отказалось от всякого людского стяжательства и эксплуатации, и сосредоточилась на духовном просвещении. Оставив за собой только право, приобретать всё своим трудом и милостью сердобольных христиан.

Он отмечал, что в европейских столицах расцветает философия и искусство, к которому допущены не только дети знатных родов, но и дети простых людей.

Однако критиковал он не так долго и в 1525 году, оставаясь иностранцем, он был обвинён в ереси, оскорблении чудотворцев и его объявили турецким шпионом. После этого он был осуждён, отлучён от причастия и заточён в монастырь.

Правление Василия III
Правление Василия III

Отношение греческого монаха к русским царям

Гнев русского царя обрушился на Максима сразу после его критики и несогласия с его разводом, со своей первой бездетной женой Соломонией. Максим убеждал его, что разводиться с женой большой грех, однако князь его не послушал.

Спустя много лет, будучи старцем, Максим направил послание уже другому, молодому царю Ивану Грозному. В нём он предупреждал его, что царство может быть процветающим, только когда его правитель живёт по законам божьим. Это послание, чем-то смогло зацепить молодого царя, и он пожелал встретиться со старцем. Их беседа осталась тайной, но царь остался недоволен этой встречей.

А в 1531 году его осудили заново, после чего он пробыл в темнице 30 лет и умер в 1556 году. До самой смерти, будучи стариком, он просил патриархов и царя отпустить его на родину Афон. Однако просьба его осталась не услышанной.

Максим Грек
Максим Грек

О чём писал Максим грека

Зная человеческую натуру Максим, не отвергает необходимость отдыха, праздников и веселья. Он объясняет это тем, что человек нуждается в увеселении житейском, в праздниках и радостных собраниях.

Но он, очень критически, пишет о действующих властителях и судах. Обвиняя их в отсутствии праведного суда и милости к обиженным и требующим помощи, по причине своей корысти, сребролюбия и лихоимства.

Властители изнуряют подвластных, принудительными работами и поборами, для обогащения и удовлетворения желания их развратных душ.

Спасибо за прочтение статьи, если она вам понравилась то подписывайтесь и пишите свои мысли в комментариях, это поможет в продвижении канала.