Найти тему
Судострой

Проект гибрида надводного корабля и подводной лодки получил развитие

Конструкторское бюро «Рубин» представило обновлённую версию погружающегося патрульного корабля «Страж».

Погружающийся патрульный корабль "Страж 2.0" в надводном положении / Рисунок: ЦКБ МТ "Рубин"
Погружающийся патрульный корабль "Страж 2.0" в надводном положении / Рисунок: ЦКБ МТ "Рубин"

Когда в апреле прошлого года конструкторы именитого ЦКБ МТ «Рубин» представили проект погружающегося патрульного корабля «Страж», многие восприняли это как шутку. Однако время показывает, что такие проектные работы действительно ведутся. Более того, необычная разработка эволюционирует. В феврале этого года появилась официальная информация о второй версии «Стража».

О первом варианте ныряющего корабля, разработанного на основе самой массовой советской подводной лодки проекта 613, и предшественниках, которые создавались в XX веке, канал «Судострой» рассказывал ранее. Теперь можно подробнее изучить следующий этап развития проекта.

Впрочем, технических данных в «Рубине» приводят не так уж и много. Известно, что у гибрида патрульного корабля и подводной лодки увеличилась длина с 60 м до 72 м, а также водоизмещение с 1000 тонн до 1300 тонн. Дальность плавания теперь составляет 4000 миль на скорости 10 узлов.

В увеличенный корпус «Стража» конструкторы заложили более широкую функциональность. Так, в носовом бульбе корабля появилась гидроакустическая антенна. Вооружение включает малокалиберную автоматическую пушку, две пусковых установки для управляемых ракет, а также четыре торпедных аппарата калибра 324 мм. По мнению разработчиков, с таким оснащением погружающийся патрульный корабль сможет соперничать и с более крупными надводными кораблями.

Особое внимание разработчики обращают на два герметичных многофункциональных ангара. В них могут размещаться шлюпки досмотровых групп, а также беспилотные летательные аппараты.

Корабль "Страж 2.0" в подводном положении / Рисунок: ЦКБ МТ "Рубин"
Корабль "Страж 2.0" в подводном положении / Рисунок: ЦКБ МТ "Рубин"

Представляя вторую версию «Стража», в «Рубине» дают более подробный ответ о причинах разработки такого необычного корабля. По мнению конструкторов, в условиях сокращения оборонных бюджетов из-за экономических сложностей последнего времени всё более востребованными будут становиться многофункциональные корабли. «Страж» ориентирован на использование в мирное время, однако благодаря уникальному сочетанию надводных и подводных свойств может становиться полноценной боевой единицей в случае вооружённого конфликта.

Ещё одна важная особенность такого «сверхуниверсального» корабля – возможность адаптации под потребности конкретного заказчика. Конструкторы готовы менять характеристики в широком диапазоне.

Вопрос только в том, появятся ли эти заказчики. Как сообщалось ранее, проект «Страж» ориентирован на экспорт в не самые богатые морские державы. Хотя о реальной заинтересованности со стороны таковых пока ничего не известно, ситуация вполне может измениться. Будем следить за развитием проекта.