НА СТРАЖЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СПОРТА
15 февраля 1922 года в газетных киосках и книжных магазинах появился первый номер журнала, посвящённый древнейшим спортивным состязаниям – боксу. Стоила новинка 20 центов и состояла из 24 страниц, включая обложку. Выходные данные сопровождались дисклеймером:
«Ринг» - это журнал, который любой мужчина может принести домой и без опаски оставить на журнальном столике, зная, что ни в статьях, ни в рекламе не будет ни одной оскорбительной строчки. Издатель «Ринга» ревностно следит за репутацией своего журнала. Это увлекательно и пристойно».
Сегодня «Ринг» официально признан старейшим из существующих спортивных изданий Америки. Фигуры его создателей и обстоятельства появления на свет по праву позволяют считать журнал ровесником бокса как профессионального спортивного состязания, одобренного на государственном уровне. Не даром на правой стороне обложки первого номера помещён портрет Хью Лоутера 5-го графа Лонсдейл.
По примеру рыцарских турниров сэр Лонсдейл в 1909 году учредил чемпионский пояс с соответствующим титулом для профессиональных боксёров Великобритании. Приз вручался Национальным спортивным клубом, которому было поручено разработать правила состязаний и обеспечить их соблюдение. Первым чемпионом NSC стал легковес Фредди Уэлш. С 1929 года и по сей день пояс вручает Британский контрольный совет по боксу (BBBofC).
Через два года после инициативы графа Лонсдейл за океаном власти штата Нью-Йорк приняли Закон Фроли, регламентирующий проведение боксёрских поединков на подконтрольной территории. Параллельно при государственном департаменте штата была создана Атлетическая комиссия, которая выдавала лицензии спортсменам и тренерам, следила за организацией матчей, куда назначала своих супервайзеров, фиксировала итоги боёв и составляла рейтинги.
Однако из-за трагического случая в ринге в 1917 году боксёрские бои в штате были запрещены, а комиссия расформирована. Лишь в конце 1920 года проведение матчей возобновилось и комиссия опять приступила к работе. Вскоре у неё появляется серьёзный конкурент. В 1921 году пятнадцать штатов организовали собственную рейтинговую систему и назвали её Национальной боксёрской ассоциацией (NBA) с претензией на общенациональный, а не региональный охват. Сегодня мы знаем её как WBA (World Boxing Association), старейшую боксёрскую организацию, входящую в большую четвёрку, чьи титулы необходимо объединить, чтобы стать абсолютным чемпионом мира – WBA, WBC, IBF, WBO. Переименование произошло в 1962 году, когда деятельность Ассоциации вышла за рамки одного государства.
Закономерно, что в условиях возросшей активности в области боксёрских состязаний появился интерес в специализированном издании, которое фиксировало бы историю, рассказывало новости и анонсировало мероприятия. Так родилась идея журнала «Ринг», первым инвестором которого выступил отец промоутерского бизнеса Джордж Льюис «Текс» Рикард. Его портрет украсил левую половину обложки первого номера. Позже по проторенной им дорожке в мир коммерческого спорта отправятся такие мастодонты по созданию чемпионов, как Боб Арум и Дон Кинг, а за ними молодая поросль – Оскар Де Ла Хойя и Эдди Хирн.
Текст Рикард родился в 1870 году в Канзас-Сити, штат Миссури, где в одиннадцатилетнем возрасте после смерти отца нанялся на работу ковбоем. В 23 года он уже стал маршалом в Техасе. Его прозвище происходит от названия штата. Но в 1895 году от эпидемии умерла его жена, а через пару месяцев новорожденный сын, и Текст отправился на Аляску мыть золото.
В отличие от стереотипного образа старателя, который в погоне за презренным металлом теряет то, что имел вместе со здоровьем, а то и жизнью, Рикард через год вернулся с капиталом в полтора миллиона долларов, что по нынешнему курсу составляет порядка 50 миллионов. Обладая коммерческой жилкой, Текст пробует себя в разных сферах бизнеса: хоккее, сельском хозяйстве, но настоящую славу и деньги ему принёс бокс, меккой которого в то время был Мэдисон-сквер-гарден.
Вершиной промоутерской карьеры Рикарда стал мегафайт между чемпионом мира в тяжелом весе Джеком Дэмпси и чемпионом мира в полутяжёлом весе французом Жоржем Карпанье, состоявшийся 2 июля 1921 года. Впервые в истории выручка от одного боя перевалила за миллион долларов ($1 789 238), из которых промоутеру досталось $550 000. В течение года в Нью-Джерси построили специальную открытую арену, готовую вместить 90 000 зрителей. Впервые прямой репортаж матча транслировался по радио. Всё действо снимали четыре кинокамеры. Смонтированный фильм затем крутили в кинотеатрах на отдельных сеансах. Похоже, именно цифры ещё на стадии проекта убедили власти снять запрет на проведение поединков.
В такой обстановке и появился журнал «Ринг». На должность редактора Текст Рикард пригласил ведущего американского спортивного обозревателя Натаниэла Флейшера. К тому времени Джек Лондон уже умер, а Эрнест Хемингуэй был еще совсем зелёным. Другие талантливые энтузиасты бокса ирландские британцы сэр Артур Конан Дойл и сэр Бернард Шоу жили за океаном.
Именно Флейшеру принадлежит идея позиционировать журнал как «увлекательное и пристойное» чтение для всей семьи. Он оставался редактором на протяжении 50 лет, до своей смерти в 1972 году. После смерти Рикарда в 1929 году Нат к тому же стал единственным владельцем издания. За это время он написал десятки книг по истории бокса, так что после его ухода журнал сменил проклеймер к названию с «Официальный всемирный журнал о боксе» на «Библия бокса».
В честь Флейшера была названа награда Американской ассоциации журналистов бокса, в создании которой в 1926 году редактор «Ринга» принимал самое активное участие. Журнал «Ринг» в 1954 году организовал «Зал славы бокса», который в 1990 году был преобразован в «Международный зал славы бокса», первым членом которого стал Нат Флейшер.
После смерти Флейшера кресло редактора и издателя наследовал его зять Нат Лубет. При нём в 1977 году издание запустило три франшизы: на испанском языке в США, на французском и японском в Париже и Токио. На русском языке журнал издавался на Украине с 2002 по 2014 год. В России тоже вышли несколько номеров. Но Интернет беспощадно съедает полиграфию, как в своё время кинематограф – театр.
В 1979 году Луберт продал журнал издательской компании, возглавляемой баскетболистом Дэйвом ДеБушером и журналистом Бертом Шугаром. К 1984 году долги «Ринга» превысили миллион долларов. Дальше ситуация только ухудшалась. В 1989 году из печати вышло только 4 номера, январь-март и май. Тогда на помощь ежемесячнику пришёл Стенли Уэстон, совладелец издательства Kappa Publishing Group, которое с 1980 года выпускало конкурента «Рингу» - журнал «KO».
Уэстон впервые увидел «Ринг» в 1929 году, когда ему было 10 лет. Тогда отец принёс свежий номер журнала домой. В 13 лет мальчик познакомился с самим Натом Флейшером, который жил по соседству. Нат предложил школьнику подработку на лето в издании в качестве продавца рекламы. Прошло немного времени и вот декабрьский номер 1939 года выходит с отрисованным по фотографии портретом чемпиона в полутяжёлом весе Билли Конном, автором которого значился начинающий художник Стенли Уэстон. В общей сложности для «Ринга» он нарисовал 57 обложек, а в архиве издания хранятся более 100 тысяч его фотографий.
Естественно, у Стенли не было шансов остаться в стороне, когда его первый работодатель и вдохновитель оказался на краю гибели. Он не только привёл в порядок финансы издания, но и вернул ему звание ведущего журнала о боксе. Только смерть Уэстона в 2002 году и общая политика издательства со специализацией на выпуске детских журналов и карт, а также кроссвордов и ребусов для взрослых вынудили владельцев отказаться от непрофильных активов.
В 2006 году журналы «Ринг», «КО» и «World Boxing» приобрела компания Golden Boy Enterprises, подразделение промоутерской организации Golden Boy Promotions, принадлежащей Оскару Де Ла Хойе. На тот момент «Золотой мальчик» всё ещё оставался действующим профессиональным боксёром.
В 1992 году Оскар уезжал в составе сборной США по боксу на Олимпийские игры в Барселону с мыслью о маме. За два года до этого она, умирая от рака груди, высказала надежду, что её сын когда-нибудь станет Олимпийским чемпионом. Оскар в финальном поединке с немецким боксёром Морко Рудольфом одержал уверенную победу и завоевал золотую медаль. Тогда-то американская пресса и окрестила его «Золотым мальчиком».
В следующем году Де Ла Хойя перешёл в профессионалы и до 2009 года завоевал титул чемпиона мира в 6 весовых категориях. В 1995 году Оскар был признан журналом «Ринг» боксёром года, а в период с 12 апреля 1997 до 5 июня 1999 года по рейтингу того же издания удерживал за собой звание лучшего бойца мира вне зависимости от весовой категории. Когда спортивная карьера пошла на спад в 2002 году Золотой мальчик с расчётом на перспективу учредил собственную промоутерскую организацию и занялся бизнесом.
Журнал «Ринг» с 1924 года начал публиковать собственные рейтинги действующих боксёров по весовым категориям, которые иногда не совпадают с рейтингами NBA(WBA) или рейтингами Атлетической комиссии. Тогда же журнал учредил собственный чемпионский пояс, схожий по дизайну с поясом Лонслейла. Не будет преувеличением сказать, что пояс от «Ринга» в профессиональной среде цениться не меньше, а где-то даже больше, чем разнообразные, иногда до смешного нелепые и коммерчески ангажированные титулы чемпионов мира большой четвёрки. Так, в планировании трансляций боксёрских поединков телеканал ESPN официально ориентируется на данные «Ринга».
Если в начале прошлого века факт, что рейтинговой системой владеет промоутер Текс Рикард, не вызывал серьёзных нареканий, то в начале XXI века проблема конфликта интересов при приобретении Де Ла Хойей журнала «Ринг» вышла на передний план. Понятно, что Оскар был готов к острым вопросам:
«Журналы будут находится под управлением редакционного фонда и в плане редакционной политики и содержания будут совершенно независимы от моего влияния или кого-нибудь ещё из компаний Golden Boy». Фонд состоит за 35 членов, представителей других рейтинговых систем и СМИ, пишущие о боксе.
Пояс от журнала «Ринг» имеет тем большую ценность, что в определении чемпиона редакция руководствуется старыми правилами Ната Флейшера: «В профессиональном боксе титулы должны быть завоеваны и проиграны в ринге». По его мнению, боксёр не может быть лишён титула по желанию государственной комиссии или некоммерческой организации. Потерять титул может только сам боксёр по собственному желанию, в связи с уходом из спорта или смертью.
Так, во второй половине 60-х, когда за отказ от службы в армии и антивоенную деятельность Мухаммед Али был лишен титула чемпиона мира, лицензии на участие в боях на территории США и паспорта, позволяющего выехать из страны для проведения матчей за рубежом, журнал «Ринг» и лично редактор Флейшер вразрез официальному мнению продолжали считать его чемпионом мира, пока в 1970 году Али через суд не вернул себе право боксировать.
С 1928 года журнал «Ринг» объявляет боксёра года. Первым стал Джин Танни, отобравший титул в тяжёлом весе у Джека Дэмпси. Боксёр года не обязательно должен быть обладателем титула чемпиона. Определяющими окончательный выбор являются несколько параметров: его вклад в спорт, спортивное поведение в ринге и вне его, правильный образ жизни, чтобы служить примером для молодёжи. Не могу сказать, что редакция всегда придерживалась этих принципов. Не самый образцовый в плане спортивного поведения вне ринга боец становился лауреатом рекордное количество раз – 6. Конечно, это Мухаммед Али. Джо Луис, главной противник любимца фюрера Макса Шмеллинга – 4 раза. Сам Макс удостоился этого титула в 1930 году.
По три раза боксёрами года становились Рокки Марчиано, Джо Фрейзер, Эвандер Холифилд и Мэнни Пакьяо. Среди 14 дважды лауреатов наиболее известны нашей публике Майк Тайсон, Флойд Мэйуэзер-мл. и Джордж Форман. Два раза боксёрами года называли украинцев Василия Ломаченко и Александра Усика, в 2017 и 2018 годах соответственно. Один раз россиянина Сергея Ковалёва – в 2014 году.
С 1989 года журнал включил в рейтинги категорию лучшего боксера вне зависимости от веса, чтобы удовлетворить мальчишеское любопытство читателей, кто сильнее слон или кит. В чистых рейтинговых агентствах, как WBA или WBC, такой категории нет. Но аналогичные таблицы ведут Ассоциация американских журналистов бокса, Совет международных рейтинговых агентств, телеканал ESPN и портал boxrec.com.
С 1 января и до 11 февраля следующего 1990 года верхнюю строчку в «Ринге» занимал Майк Тайсон, после чего уступил место мексиканцу Хулио Сезару Чавесу. Дольше всех, более четырёх лет, это звание удерживал Рой Джонс, по заявлению одного из наших журналистов, освещавшего получение Роем российского гражданства, «малоизвестный в мире боксёр». С 7 ноября 2019 года и по настоящий момент на вершину pound-for-pound журнал «Ринг» ставит Сауля «Канело» Альвареса.
Пару раз на обложках журнала появлялись женщины. Объективности ради следует сказать, что в единоборствах пока нет такой представительницы слабого пола, которую можно было дать на обложку за спортивные заслуги. Даже дочь Мухаммеда Али – Лейла и её заочная оппонентка Наталья Рогозина не дотягивали до нужного уровня. Возможно, после боя абсолютной чемпионки в лёгком весе Кэти Тейлор и чемпионки в семи весовых категориях Аманды Серрано обложку «Ринга» украсит настоящий боец в топе. Матч состоится 30 апреля 2022 года в Мэдисон-сквер-гарден.
В августе же 1978 года в номер попала фотография другой Кэти – Дэвис, сделанная во время её тренировки. Смысл появления ничем не примечательной боксёрши на обложке ведущего журнала выразился в сопровождающем изображение вопросе «Надолго ли у нас женский бокс?» Хотя первые показательные выступления женщин в этой дисциплине состоялись ещё на Олимпиаде 1904 года, весь XX век, особенно в его последней трети шли яростные дебаты об этичности и целесообразности существования такого вида спорта. Только в 2009 году МОК включил их в программу Олимпийских игр 2012 года в Лондоне. Через 30 лет на вопрос журнала ответили: «Надолго».
В январе 2016 высокой чести удостоилась Ронда Роузи, опять по причинам далёким от достижений в боксе. Собственно, она боксом никогда и не занималась. Была членом сборной США по дзюдо на Олимпиаде 2008 года в Пекине, завоевала бронзовую медаль. Профессиональную карьеру продолжила в различных видах MMA. Вероятно, основной причиной послужил опрос, проведённый телеканалом ESPN, по результатам которого она была признана лучшей спортсменкой всех времён. К тому времени Ронда уже снялась в фильмах «Неудержимые 3» и «Форсаж 7». Так что, её появление на обложке можно назвать выгодной и безопасной уступкой феминистскому движению и завуалированным бартером с ESPN. Пока же, как и сто лет назад, мужчина может купить «Ринг», принести его домой и оставить на журнальном столике. Редакция чтит традиционные ценности.