Этот вопрос получил от одного из своих постоянных читателей с Украины.
Вопрос действительно заслуживает внимания, поскольку изначально существовавшие дивизионы в 1944 году переименовали в бригады, при этом в них как было по 45 штурмовых орудий, так и осталось столько же. В большинстве материалов по немецким штурмовым орудиям и их организации на этом вопросе никто не останавливается — ну переименовали и ладно, мало ли кому какая блажь в генштабе в голову придёт.
На самом деле обычно ничего не бывает без причины, и в данном случае, как раз игнорировать сей факт не стоит.
Хотя штурмовые орудия являются весьма популярным образцом бронетехники Вермахта, про них у широкой аудитории порой много путаницы.
Во-первых, штурмовые орудия — это совсем не танки. И изначально части штурмовых орудий входили организационно в состав артиллерии. Их задачей было поддерживать пехоту на поле боя, уничтожая огневые точки противника. В атаку они на наши траншеи не ходили, а вели огонь с максимально предельной дистанции. Собственно, также поступали в Вермахте и танки, стремительно атакующие немецкие танки, которые рвутся утюжить наши окопы, были только в кино. И пусть это останется на совести киношников, сами же немцы рассматривали бой, как огневое подавление обороняющегося противника, а атака на пулемёты и пушки с криком «Ура!» не предусматривалась. Немецкие танкисты совершенно не стремились сближаться с противником, подставляя борта под противотанковые ружья или пушки и давая возможность добросить до них гранату.
Штурмовые орудия же, хоть и заняли нишу танков сопровождения пехоты, ещё меньше сближались с позициями противника в наступлении. В том числе и потому, за весь 41-го было потеряно меньше сотни установок.
Организационно штурмовые орудия сводились в дивизионы (Sturmgeschütz Abteilung), состоявшие из трёх батарей. И структура существенно не менялась, менялось количество машин в батарее. Изначально в батарее было шесть машин, с 1-го ноября 41-го добавили седьмую, для командира батареи.
Кстати, кроме штурмовых орудий, в батарее первоначально планировалось много другой бронетехники: пять легких бронированных машин артиллерийских корректировщиков Beobactungswagen (Sd. Kfz. 253), шесть транспортеров боеприпасов Мunitionstransportkraftwagen (Sd. Kfz. 252) и три средних бронетранспортера Sd. Kfz. 251. Впрочем, количество Sd. Kfz. 253 и Sd. Kfz. 252 почти сразу сократили до трёх, а затем и заменили на малые командирские танки kleiner Panzerbefehlswagen и транспортёры боеприпасов на базе того же танка (Pz.Kpfw.I) Munitionschlepper I. Которые в свою очередь заменили на транспортёры боеприпасов на базе бронетранспортёра leichter Munitionspanzerwagen (Sd.Kfz.250/6).
Следует напомнить, что все части и подразделения штурмовых орудий до 1943 года организационно входили в состав артиллерии.
В начале 1942 года в батарее стало по три машины на взвод, то есть всего десять. В дивизионе же стало 31 Sturmgeschutz III.
С начала марта 1943 года, в связи с принятием на вооружение новых типов штурмовых орудий, состав батареи изменился. Стало 7 установок StuG III (StuG 40) с длинноствольными 75-мм пушками и 3 105-мм штурмовые гаубицы StuH 42.
И, наконец, в начале 1944 года в батарею вводят четвёртый взвод, всего становится 11 установок с 75-мм пушками и 3 с 105-мм гаубицами. Впрочем, могли быть и варианты, часть батарей имела по-прежнему 10 «штугов».
В апреле 1943 года произошла существенная реорганизация Вермахта, вместо «Подвижных войск» (Schnelle Truppen) появились «Танковые войска» (Panzertruppen). Причём это была не просто смена названия. Кавалерия и самокатные части были переданы в пехоту, а части штурмовых орудий в танковые войска.
Штурмовые орудия стали поступать не только в отдельные подразделения, но и вводились в состав танковых и моторизованных дивизий. А затем ими вооружали и пехотные соединения. При этом, к функции поддержки огнём пехоты добавилась ещё и борьба с танками.
И вот, приказом от 14-го февраля 1944 года все отдельные дивизионы переименовываются в бригады (Sturmgeschütz-Brigade). Как я уже указал выше, штат к этому времени усилился, хотя по 45 установок имели немногие бригады. Зато, в штате бригады появляются совсем новые подразделения.
Добавляется 4-я батарея «гренадер сопровождения» — Begleit-Grenadier-Batterie.
В составе «батареи» три взвода стрелков и сапёрный взвод. Всего 198 человек, 12 ручных пулемётов, 61 винтовка, 27 самозарядных и 96 штурмовых винтовок.
Имелся и штат на бронетранспортёрах, при котором в батарее было 2 бронемашины связи Sd.Kfz. 251/3, 8 бронетранспортёров с 20-мм пушкой Sd.Kfz. 251/17 и 7 сапёрных бронетранспортёров Sd.Kfz. 251/7. Но, как я понял, реально бронетранспортёров в бригадах не было.
Также планировалась 5-я «танковая батарея сопровождения» — Panzer-Begleit-Batterie. Предназначалась она для разведки и должна была иметь на вооружении 14 танков Pz. Kpfw. II. Такие батареи получили лишь 236-я, 239-я и 667-я бригады, причём в 667-й было этих батарей сразу две — 5-я и 6-я.
Но на этом история переименований не заканчивается. Штатом пехотных дивизий 44-го года в них предусматриваются подразделения штурмовых орудий. Ранее они именовались противотанковыми ротами штурмовых орудий — Panzer-Jäger-Kompanie (Sturmgeschütz). С 25-го февраля, эти роты переименовывают в дивизионы — Sturmgeschütz-Abteilung. То, что они входят в состав дивизиона Panzer-Jäger-Abteilung не должно смущать. В Вермахте «Abteilung» не является аналогом нашего «дивизиона» и вообще не обязательно по своему размеру должен соответствовать дивизиону/батальону.
Так что бывшие дивизионы (не увеличивая количество установок) переименовали в бригады, а бывшие роты повысили до дивизионов.
Вот такая история.
Рекомендую вам мою статью:
О каких «секретных» танках Вермахта советская разведка сообщала перед войной?
Для тех, кто ещё почему-то не приобрёл мои книги «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»., очень рекомендую это сделать.