Найти тему

ИЗМЕНИЛИСЬ ПРАВИЛА ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ ЗАЯВОК ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ-РЕКОМЕНДАЦИИ

С 2022 года начал действовать новый порядок оценки конкурсных заявок, предельные величины значимости критериев, а также форма рассмотрения и оценки заявок. Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Для оценки заявок используются следующие критерии оценки:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Четыре вопроса заказчиков по применению Постановления 2604

Вопрос 1. Правильно ли понимать, что участники в качестве подтверждения наличие у них опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, вправе представлять:

- контракты, заключенные в рамках ФЗ № 44-ФЗ;

- договоры, заключенные в рамках ФЗ № 223-ФЗ;

- иные гражданско-правовые договоры?

Если это так, каким образом заказчику проверить действительность наличия у данного участника, представленных им гражданско-правовых договоров, а также сведения, содержащиеся в этих договорах (сумма договора, предмет договора и т.д.)? Реестровые номера такие договоры не имеют, информация о них в открытых источниках отсутствует.

Ответ. Правильно. Порядка поверки действительности гражданско-правовых договоров в Законе нет. Также нет и обязанности проверять действительность таких договоров. Заказчик может проверить такие договора любыми доступным способом, например, направить организации, являющейся заказчиком по такому договору запрос, проверить существует ли такая организация по ИНН и др. Мнение экспертное, официальные разъяснения по заданному вопросу отсутствуют.

Вопрос 2. Может ли заказчик, установивший показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» устанавливать свои дополнительные требования к договорам, которые участник должен предоставить в качестве подтверждения опыта? Например, срок, на который должны быть заключены представленные участником договоры (срок не менее 1 года / не менее 6 месяцев). Или, например, что представленные договоры должны быть заключены с организациями здравоохранения / образования.

Ответ. Нет, не может, поскольку п. 28 Положения об оценке заявок, утв. Постановлением № 2604, уже содержит показатели оценки заявок: общая цена исполненных участником закупки договоров, общее количество исполненных участником закупки договоров, наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. А условие из примера о наличии опыта работы с организациями здравоохранения или срока исполнения договоров содержит признаки ограничения конкуренции. Официальные разъяснения по заданному вопросу отсутствуют.

Вопрос 3. Согласно подпункту «в» пункта 28 Положения об оценке заявок документами, подтверждающими наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, являются: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). Вопрос о подтверждении опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги неисполненным контрактом. Может ли участник в качестве подтверждения наличия опыта представить акты приемки исполненного этапа договора? И как понимать абзац третий п. 28 в) ПП РФ № 2604 о том, что может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора? – Можно ли понимать, что заказчик может установить положение о принятии к оценке неисполненного контракта?

Ответ. Нет, не может. Согласно подпункту д. п. 28 Положения об оценке заявок к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Подпункт в п. 28 Положения об оценке заявок следует понимать дословно. Если заказчик считает необходимым, то может установить в порядке оценки условие о том, что к оценке принимаются исключительно исполненные договора, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Официальные разъяснения по заданному вопросу отсутствуют.

Вопрос 4. Согласно подпункту «д» пункта 28 Положения об оценке заявок к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом (44-ФЗ). Правильно ли понимать, что участники в качестве подтверждения наличие у них опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, вправе представлять и иные гражданско-правовые договоры (кроме контрактов по 44-ФЗ и договоров по 223-ФЗ)? Если это так, каким образом заказчику проверить действительность наличия у данного участника, представленных им гражданско-правовых договоров, а также сведения, содержащиеся в этих договорах?

Ответ. Да, правильно. Порядка поверки действительности гражданско-правовых договоров в Законе № 44-ФЗ нет. Также нет и обязанности проверять действительность таких договоров. Заказчик может проверить такие договора любыми доступным способом, например, направить организации, являющейся заказчиком по такому договору запрос, проверить существует ли такая организация по ИНН и др. Официальные разъяснения по заданному вопросу отсутствуют.

Пять рекомендаций заказчику (на основе анализа административной практики УФАС 2022 года):

1. Не объединять в один лот не связанные виды работ для оценки опыта.

2. Четко прописывать критерии квалификации участников закупки.

3. Следить, чтобы критерии оценки опыта не противоречили правилам и требованиям Закона.

4. Соблюдать требования объективности и определенности при установке показателей квалификации

5. Отслеживать сроки контрактов при оценке опыта.

Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.