Найти в Дзене
Василисины размышления

Когда творение совершеннее творца - это нормально

Одна из новых фишек в культурном пространстве - "культура отмены" (cancel culture). Что-то вроде общественного бойкота, направленного против тех деятелей культуры, чей жизненный путь, взгляды, высказывания, поведение не укладываются в идеальные моральные рамки.

Самый известный пример: недопуск Джоан Роулинг, автора вселенной Гарри Поттера, на масштабный юбилей ее же собственного произведения. Потому что властители дум (и держатели денег) решили, что ее частные высказывания противоречат нынешней социальной доктрине. Ибо нефиг!

Другое направление этого движения - изъятие из широкого доступа и рекомендательных списков произведений таких авторов. Будь они трижды классическими и талантливыми, но помилуйте, как можно позволить неправедно живущим (или жившим) людям навязывать нам свои измышления? Еще неизвестно, в каком состоянии придуманные.

У нас, т-т-т, до такого еще не дошло. Но тоже при обсуждении любого произведения обязательно вспомнят о прегрешениях его автора: что ел, пил и иначе употреблял, с кем спал, чем зарабатывал, кого обидел, бросил, подставил... Вообще среди литературно-одаренных людей незапятнанных как-то меньше чем в среднем по популяции. Видимо, особый склад психики имеет свои побочки.

А я сейчас хочу расширить рамки и поговорить не о литературе. Давайте поговорим обо всем, что создается руками и разумом человека.

Однажды мы уже обсуждали "парадокс Герострата". Когда спустя тысячелетия помнят имя человека, разрушившего храм, но даже современники не могли указать имена строителей этого храма. Даже главных вдохновителей или авторов проекта. Хотя храм строили больше 100 лет.

В общем-то и объяснение мы нашли: едва ли храмовый долгострой был для жителей города праздником. Наверняка и злоупотреблений там много было. Кто-то воровал не по чину, кто-то не исполнял сроков, кто-то отлынивал от работы. Может, главный архитектор регулярно упивался в зюзю, а детали убранства подрядчики лепил на свой вкус. Строители периодически бузили и задирали местных девок. Пурпурных покрывал для алтаря недосчитались. Жрецы местные с вышестоящими переругались. Всяких безобразий хватало наверняка.

Помните, что там у Клеопатры на дворцовой стройке творилось?
Помните, что там у Клеопатры на дворцовой стройке творилось?

Но! Это сборище людей, недостойных сохранения имен в веках, построило не просто пригодный для дела храм. Он получился по всеобщему признанию прекрасным, просто чудо света! Творение оказалось намного совершеннее его творцов.

--------------------------------------------------------------------------------

Вернемся от дел масштабных и давних к делам повседневным. Явился по вызову дядя Вася-сантехник. И ждали мы его три дня, и пришел он с тяжкого похмелья, грязен и вонюч, и на деньги разводил почем зря, и сквернословил, и сапожищами натоптал... Но после его работы у нас горячий душ, и пенная ванна, и прочие чистые и светлые радости образовались. А до этого не было!

Может, нам не по морали пользоваться душем, собранным столь нечистыми руками и многократно оскверненном нехорошими словами? Отменим?

А как насчет сапожников всех мастей без сапог? Умученных хозяек сверкающих уютных квартир? Страшненьких творцов красоты? Нездоровых врачей?

Был такой советский писатель Сергей Воронин. Крепкий соцреалист, идеологически правильно держащий линию. Писал про людей труда: колхозников, рабочих, геологов. Слегка в духе Шукшина. К сожалению, не великий мастер слова. Большинство произведений какие-то натужные, разве что фактура иногда интересна.

Повесть называется "Милый ты мой!" и рассказывает про писателя, наведавшегося в деревню материал о глубинной жизни собирать. А материал-то бросовый оказался. Мужики тупые, пьют, задираются, культурного человека некультурно посылают, грубо пристают к девкам, бабы во всю суют нос, сплетничают. Нет нужного материала!

Вот примерно такая деревня оказалась (картина И.Зенюк из открытого доступа)
Вот примерно такая деревня оказалась (картина И.Зенюк из открытого доступа)
И подумал о том, что еще не конец лета, еще можно успеть в другую деревню, в хорошую. «Другие находят, и я найду. А эта плохая. Да, плохая», — утешал он себя.
За окном... вдруг открылись поля — просторные, покрытые свежей зеленью. Им не было конца и края. И все эти поля были того самого колхоза, из которого уезжал Вениамин Александрович. Да, это были его земли. Это он понял из оживленного разговора пассажиров. И тут его осенило, что кто-то же все это сделал: вспахал землю, засеял ее зерном, семенами. Ведь не само же взошло! Конечно, надо бы познакомиться с ними, увидеть их в процессе труда, но откуда он мог знать, что они столько земли обработали...

Читала я это давным-давно и не перечитывала с тех пор, но эта мысль зацепила, что засела в голове. И всплыла как раз к этому разговору.

Ведь это сплошь и рядом получается, что результат труда человека, и тем более коллектива, оказывается в чем-то основательнее, качественнее, полезнее, выше самих исполнителей. Уж не знаю, как это выходит, но очень часто именно так.

И наоборот, когда заранее сильно вкладываются в "хорошесть", соответствие ожиданиям, правилам, приглаживают все до начала дела, в том числе всех исполнителей, то результат выходит хилый, из разряда "гора родила мышь".

И вообще золотые руки и золотые головы далеко не всегда прилагаются к золотой душе. Либо в этой душе водятся такие жирные тараканы, что душа эта поедом себя ест и жизни не радуется, невзирая на все таланты и добродетели.

Может быть, мирозданию требуется какой-то баланс правил и случайностей? Или просто энергии не хватает, чтобы и дело сделалось качественно, и на соответствующий антураж хватало, и на частное проживание жизни?

Что вы по этому поводу думаете, дорогие читатели?

-----------------------------------------------------------------------------------

Еще на канале о мастерах и мастерстве:

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.