Найти тему
Поближе к Петербургу

Проведя 19 лет в лагерях, дочь великого архитектора рассказывала о спиритических сеансах в застенках

Камин в Алексеевском дворце, построенном М. Месмахером
Камин в Алексеевском дворце, построенном М. Месмахером

«Как причудливо тасуется колода!»

Как не вспомнить тут слова знаменитого Булгаковского героя…

Буквально на днях писала статью о судьбе петербургского мистика начала прошлого века Александра Барченко, и уже хотела переключиться с темы репрессий на более позитивные рассказы, как вдруг просто поразилась неожиданно обнаруженной истории!

Поразила меня судьба женщины, косвенно связанной с историей Барченко. Поразила силой характера, жизнелюбием и наивысшей степенью петербургской интеллигентности и порядочности.

В своем рассказе о Барченко я упоминала имя его друга и соратника Александра Кондиайн.

Астрофизик Александр Кондиайн. Изображение из открытых источников
Астрофизик Александр Кондиайн. Изображение из открытых источников

Астрофизик и увлеченный исследователь, он участвовал и в Кольской экспедиции Барченко и работал с ним в секретном спецотделе НКВД .

Он тоже был одержим идеей информационного поля Земли и возможности получения оттуда любых знаний.

К сожалению в 1937 году Александр Кондиайн был вместе с Барченко и Бокием арестован и расстрелян по делу масонской организации «Единое трудовое братство».

А через 10 дней после его расстрела арестовали его жену Элеонору...

Элеонора Кондиайн. Изображение из открытых источников
Элеонора Кондиайн. Изображение из открытых источников

Супруги познакомились на спиритическом сеансе в 1920 году.

И уже не расставались, держась друг за друга как за спасительный круг надежды и полного понимания в неспокойное время.

Элеонора ездила с мужем в экспедиции на Кольский полуостров, Алтай, в Крым и на Черноморское побережье.

Она родила Александру двух прекрасных сыновей Олега и Ярослава.

Ее легкий оптимистичный характер помогал им переносить тяготы новой действительности.

Приспосабливаться к новой действительности Элеоноре приходилось очень непросто, ведь она была дочерью одного из самых значительных и знаменитых архитекторов эпохи эклектики Максимилиана Месмахера, весьма состоятельного человека, автора 24 очень известных зданий в Петербурге, в числе которых были и Великокняжеские дворцы, и музей Центрального училища технического рисования им барона Штиглица, и само училище, и особняк барона на Английской набережной, и еще много знаковых зданий города.

Максимилиан Егорович Месмахер. Изображение из открытых источников
Максимилиан Егорович Месмахер. Изображение из открытых источников

Кстати Максимилиан Месмахер не только проектировал, но и много лет возглавлял училище технического рисования барона Штиглица и пользовался дружеским расположением барона.

После смерти барона Штиглица училищем управляла его приемная дочь и ее муж юрист А.А Половцов.

Алексеевский дворец построен по проекту М. Месмахера. Наб. реки Мойки 124
Алексеевский дворец построен по проекту М. Месмахера. Наб. реки Мойки 124

Именно из-за принципиального конфликта с ним (в связи с нарушением Половцовым завещания барона Штиглица), Месмахер решил покинуть Россию и уехал в 1897 году в женой в Дрезден, где в том же году у них родился сын Георг, а в 1899 году появилась на свет дочка Элеонора.

Максимилиан Месмахер с сыном Георгом и дочерью Элеонорой. Изображение из открытых источников
Максимилиан Месмахер с сыном Георгом и дочерью Элеонорой. Изображение из открытых источников

Максимилиан Месмахер построил для семьи прекрасный особняк и до конца своих дней преподавал в Германии архитектуру и акварельную живопись и занимался любимым садом. Можно почитать о жизни и любви М. Месмахера ЗДЕСЬ.

После его смерти в 1906 году жена решилась вернуться в Петербург.

Внутреннее оформление музея ДПИ в рисовальном училище барона Штиглица. Арх. М. Месмахер
Внутреннее оформление музея ДПИ в рисовальном училище барона Штиглица. Арх. М. Месмахер

Элеонора пошла по стопам отца и тоже выбрала себе творческую специальность-художника-иллюстратора.

Поступив в 1919 году в ВХУТЕМАС ( бывшую Академию Художеств), она обучалась на курсе Петрова-Водкина. Работала в стиле авангардизма.

Музей Декоративно-Прикладного искусства, построенный по проекту М. Месмахера. Соляной пер.13. Изображение из открытых источников
Музей Декоративно-Прикладного искусства, построенный по проекту М. Месмахера. Соляной пер.13. Изображение из открытых источников

С 1928 года она начала сотрудничать с издательством «Молодая гвардия». Занималась оформлением детских книг, букварей и учебников.

К сожалению через несколько лет брак с Александром Кондиайн распался.

Сложно сказать, что послужило причиной. Но возможно одержимость идеями «Единого трудового братства» стала потихоньку отдалять Александра от практической стороны жизни, а в семье ведь росло двое детей.

Здание Центрального Военно-Морского архива на Миллионной ул.36 . Арх. М. Месмахер
Здание Центрального Военно-Морского архива на Миллионной ул.36 . Арх. М. Месмахер

Они остались с матерью. Жили очень непросто.

И вдруг как гром среди ясного неба случился арест бывшего мужа.

Когда в сентябре люди в кожаных тужурках пришли за Элеонорой, она не знала, что Александр Кондиайн уже расстрелян.

Александр Кондиайн за работой. Изображение из открытых источников
Александр Кондиайн за работой. Изображение из открытых источников

Элеонора искренне полагала, что сможет доказать его невиновность, и мужа оправдают.

Поэтому она не сказала следователю о разводе…Иначе ей могли не поверить, а она так надеялась помочь супругу.

Но тучи уже сгущались и над ее головой.

Особым совещанием при НКВД СССР Элеонора Максимилиановна была приговорена как ЧСИР ( член семьи изменника Родины) к 8 годам заключения в Нарымских лагерях. Сначала была заключена в Томском лагере ЧСИР( 1937-1939гг ) , потом в Яйском ( 1939-1943гг) и Кемеровском ( с 1943г) отделениях лагерей. Но и после 8 лет испытаний в ГУЛАГе, ей не было разрешено вернуться в Ленинград.

Еще 11 лет она не имела права проживания ни каких других районах страны, кроме поселения в Кемеровской области.

Только в конце 40-х годов сыновьям разрешили навестить на Севере мать, которую они не видели много лет…

В конце 40-х годов Элеонору Максимилиановну навестили сыновья Олег и Ярослав. Изображение из открытых источников
В конце 40-х годов Элеонору Максимилиановну навестили сыновья Олег и Ярослав. Изображение из открытых источников

И они нашли ее несломленной.

Элеонора Максимилиановна улыбалась и рассказывала своим повзрослевшим мальчикам, что здесь, в лагерях, она повстречала практически весь цвет русской нации, как несмотря на бесчеловечные условия содержания, заключенные сумели сохранить уважение и доброжелательность по отношению друг к другу.

Очень тепло она отзывалась и о бывшем муже, и вспоминала только хорошее.

Смеялась, что сеансы спиритизма, которые когда-то их познакомили, очень пригодились ей и в заключении.

Вместе с другими «чесеирами», как их здесь называли , они изловчились похитить тонкую алюминиевую тарелку в пищеблоке, и использовать ее для тайных спиритических сеансов.

Дорожный набросок Э. Кондиайн. Изображение из открытых источников
Дорожный набросок Э. Кондиайн. Изображение из открытых источников

Практически «от той тарелочки» узнавали они и о событиях Великой Отечественной войны и о том, сколько еще им томиться в ожидании освобождения.

Кстати с начала войны Элеонора Максимилиановна просилась на фронт санитаркой, но лагерное начальство в ответ заявило, что таких как она «нельзя даже на пушечный выстрел подпускать к фронту».

Конечно ни о какой творческой работе в лагерях и речи быть не могло. Только после освобождения из лагеря ,на поселении ей доверили рисовать узоры для ковров, которые ткали заключенные на ковровой фабрике. А со временем разрешили преподавать местным детям рисование.

Иллюстрации Э. Кондиайн к  книге  «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри
Иллюстрации Э. Кондиайн к книге «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри

Элеонора Максимилиановна с удовольствием работала с детьми, скучая по родным сыновьям. Она организовала в поселке кукольный театр, создавая для спектаклей кукол вместе со своими воспитанниками.

Вообще жизнь этой неунывающей женщины напомнила мне трагические судьбы жен декабристов.

С одной серьезной разницей. Они хотя бы знали, что их мужья РЯДОМ. Пусть на каторге, пусть больны и унижены, но живы, и есть надежда.

Элеонора Кондиайн. Изображение из открытых источников
Элеонора Кондиайн. Изображение из открытых источников

Мужа Элеоноры Максимилиановны давно расстреляли. При этом она 19 лет кротко несла свой крест, не роптала на судьбу и не переставала надеяться на лучшее будущее хотя бы для своих детей.

22 августа 1956 года Элеонора Максимилиановна была реабилитирована и смогла наконец вернуться в любимый Ленинград. Она до конца жизни жила в маленькой комнате коммунальной квартиры рядом с парком Победы, неподалеку от Бассейной.

«Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри, иллюстрации Э. Кондиайн
«Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри, иллюстрации Э. Кондиайн

Здесь она продолжала заниматься творчеством. Оформляла детские книги, писала акварели, рисовала пером.

Помните книгу нашего детства «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри?

Запомнившиеся с детства иллюстрации рисовала Элеонора Максимилиановна…

«Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри, иллюстрации Э. Кондиайн
«Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри, иллюстрации Э. Кондиайн

В 1954 году у нее появился первый внук Михаил , и Элеонора Максимилиановна с удовольствием наверстывала невольно упущенное счастье общения с маленьким родным существом.

Родители Миши были геологами и активно ездили по стране. Он же оставался с бабушкой в Ленинграде. Часами могли они вместе бродить по городу. Бабушка показывала Мише здания, построенные его знаменитым прадедом, рассказывала о его работах.

Неудивительно, что впоследствии Михаил Кондиайн стал известным архитектором. При этом он никогда не кичился своим родством с Максимилианом Месмахером, а добивался всего исключительно своим профессионализмом и упорством.

Михаил Олегович Кондиайн. Фото из интернета
Михаил Олегович Кондиайн. Фото из интернета

Быть потомком великой династии почетно, но очень ответственно. Зато в качестве стартового условия правнук Максимилиана Месмахера получил талант и смелость архитектурных решений, свойственные знаменитому предку.

Когда-то Максимилиан Егорович Месмахер первым в Петербурге сконструировал огромный стеклянный купол нынешней СПбХПА им. Штиглица, сам рассчитав нагрузки.

Галерея со стеклянным куполом в рисовальном училище барона Штиглица, спроектированном М. Месмахером.
Галерея со стеклянным куполом в рисовальном училище барона Штиглица, спроектированном М. Месмахером.

Его правнук проектировал новую сцену Александринского театра, участвовал в конкурсах проектов аэропорта Пулково, нового здания Мариинского театра, реконструировал «Невский Палас» и «Невский Центр».

Новая сцена Александринского театра. Арх. М. Кондиайн. Изображение из открытых источников
Новая сцена Александринского театра. Арх. М. Кондиайн. Изображение из открытых источников

Он первым в Петербурге открыл частное архитектурное бюро в 1989 году, а через три года основал Акционерное общество «Земцов, Кондиайн и партнеры».

Ныне Михаил Олегович Кондиайн является членом Градостроительного совета Петербурга и входит в правление Союза Архитекторов города.

Отель "Невский палас".Арх. М. Кондиайн. Изображение из открытых источников
Отель "Невский палас".Арх. М. Кондиайн. Изображение из открытых источников

Так радостно всегда рассказывать о том, что потомки знаменитых династий оказываются достойными продолжателями дел предков!

Новая сцена Александринского театра. Арх. М. Кондиайн. Изображение из открытых источников
Новая сцена Александринского театра. Арх. М. Кондиайн. Изображение из открытых источников

Но вернемся к непростой судьбе Элеоноры Максимилиановны Кондиайн.

Только в 1981 году в Ленинграде состоялась первая персональная выставка художницы, на которой экспонировались 270 работ.

Ей было уже 82 года...

«Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри, иллюстрации Э. Кондиайн
«Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри, иллюстрации Э. Кондиайн

Ныне работы художницы хранятся в Государственном Русском музее, Третьяковской Галерее, СПГХПА им. Барона Штиглица и Публичной Библиотеке Петербурга.

Элеонора Максимилиановна прожила долгую жизнь.

В 1984 году с ней случился инсульт, от которого к сожалению она не смогла оправиться, и в 1986 году Элеоноры Максимилиановны Кондиайн не стало.

Ангелы, покровители искусств у рисовального училища барона Штиглица.  М. Месмахер
Ангелы, покровители искусств у рисовального училища барона Штиглица. М. Месмахер

Каждый раз я спрашиваю себя, а что бы было ЕСЛИ?

Что было бы если мать Элеоноры Месмахер не вернулась в Петербург… Если бы Элеонора на пошла на тот спиритический сеанс, где познакомилась с будущим мужем…

Почему каждый из нас так подвластен СУДЬБЕ, и почему «так причудливо тасуется колода»?

Непростая женская судьба Элеоноры Кондиайн подразумевает бесконечное терпение, ожидание и надежду.

И даже в творчестве на много лет художницу ограничили. Как такое может быть?

Думаю об этом и не нахожу ответа...

Благодарю вас за внимание и доброжелательность, дорогие читатели!

До новых встреч)