Найти в Дзене
Хроники Пруссии

Один и без оружия: как советский милиционер погиб при задержании немецкого бандита

Заинтересоваться биографией чекиста Петра Андреева канал «Хроники Пруссии» заставила публикация калининградского журналиста Юрия Ржевцева на его странице в соцсетях. Но об этом позже, а пока обо всем по порядку.

Родился мальчик, которого родители - простые курские крестьяне – назвали Петей, 8 сентября 1918 года в селе Ковылино Чернянского района теперь уже Белгородской области. По окончании школы-десятилетки юноша поступил на курсы горных мастеров, мечтая в дальнейшем выучиться на инженера. Однако на время, как тогда казалось, учебу пришлось прервать в связи с призывом на действительную военную службу в ряды Красной Армии. Повестка из Чернянского райвоенкомата пришла в октябре 1939-го.

Согласно практиковавшемуся в РККА (как позже и в Советской армии) экстерриториальному принципу, новобранца отправили на другой конец огромной страны – во Владивосток, где в 1940 году Андреев окончил школу младшего командного состава, получив звание младшего сержанта. После чего вместе со всей своей воинской частью отправился обратно, и даже еще дальше на запад от родных мест – в город Львов, где и встретил Великую Отечественную войну. В начале сентября 1941-го Петр был назначен на должность командира отделения отдельного стрелкового взвода при Особом отделе НКВД СССР 255-й стрелковой дивизии (первого формирования) 6-й армии (второго формирования) Южного фронта. Изначально она обороняла рубеж по левобережью Днепра северо-западнее Днепропетровска, а в конце сентября была передана Юго-Западному фронту, в составе которого участвовала в Донбасско-Ростовской стратегической наступательной операции.

Тем, кто хотя бы мало-мальски знаком с обстановкой на данном участке фронта в это время, не нужно рассказывать о развернувшихся там тяжелейших боях. Одной из самых больших проблем РККА в первые месяцы войны можно считать недостаточно четкое управление войсками, когда связь с частями и подразделениями нередко прерывалась совершенно. Именно так произошло в случае с 255-й дивизией ночью 30-31 января 1942 года. Где и в каком положении находятся полки, штаб не имел даже приблизительного представления. Младшему сержанту Андрееву было приказано немедленно установить контакт хотя бы с полковыми уполномоченными Особого отдела, и, невзирая на ураганный огонь противника, Петр сумел это сделать в установленный срок, каким-то образом умудрившись разыскать всех.

Петр Андреев в годы войны.
Петр Андреев в годы войны.

В следующий раз Андреев отличился 13 и 18 февраля, когда ночью в глубокой, заполненной водой балке застряло несколько подвод с ранеными 349-й стрелковой дивизии и 1-го кавалерийского корпуса. Недолго думая, младший сержант скинул шинель и бросился в ледяную воду – помогать ездовым. Наградой ему стала медаль «За боевые заслуги».

Спустя некоторое время Андреев оказался в 50-й отдельной роте охраны СМЕРШ 9-й армии Северо-Кавказского фронта. Главной задачей контрразведчиков была охрана тыла, и ставший к тому времени уже старшим сержантом курянин со своими обязанностями справлялся образцово.

«В любой обстановке образцово выполняет любое поручение командования, - свидетельствовала служебная характеристика. - Неоднократно успешно работал в опергруппах, высылаемых для прочесывания прифронтовой полосы, плавней и населенных пунктов. Благодаря личной бдительности, находчивости и инициативе имел ряд ценных задержаний».

В конце октября 1943-го Петр был награжден второй медалью – на этот раз «За отвагу».

В ноябре того же года рота была расформирована, старший сержант Андреев направлен к новому месту службы по линии органов военной контрразведки, но куда именно – сведений в архивах пока не найдено. Точно известно, что по состоянию на 7 мая 1945 года он являлся военнослужащим СМЕРШа Каунасского военного гарнизона (заглавное фото) и имел уже четыре боевые награды. Предположительно Петр в это время был оперативным сотрудником штаба Управления погранвойск НКВД Литовского округа. А с июня 1946-го служил в одной из частей пограничных войск МВД СССР Кёнигсбергского гарнизона.

В новоприобретенной области (как, впрочем, и по всей стране) после войны наблюдался настоящий разгул преступности. Учитывая тяжелейшую оперативную обстановку теперь уже на «внутреннем фронте», руководство СССР усиленно пополняло советскую милицию наиболее опытными кадрами из фронтовиков. Среди последних оказался и наш герой, который с 1 октября 1947 года был переведен в отдел борьбы с бандитизмом управления МВД по Калининградской области в качестве старшего оперуполномоченного (кстати, это была офицерская должность).

Калининградские милиционеры. Конец 1940-х годов. Из личного архива Станислава Волкова.
Калининградские милиционеры. Конец 1940-х годов. Из личного архива Станислава Волкова.

О том, как в послевоенном Кёнигсберге – Калининграде советские переселенцы уживались с еще остававшимся здесь немецким населением, «ХП» уже писали. Можно сказать, что пруссаки вполне успешно влились в советское общество – в том числе, увы, в его отнюдь не самые законопослушные круги. Проще говоря, приняли активное участие в криминальных делах и делишках. Одну из самых опасных банд возглавлял некий Ганс Глиницки, подручные которого специализировались на убийствах с целью грабежа и разбойных нападениях на магазины. Выслеживанием жестокого уголовника и занялся Петр Андреев.

После почти двух месяцев кропотливой и напряженной работы старшему сержанту удалось выяснить, где квартирует матерый бандит, и в ночь с 30 на 31 декабря оперативник направился по этому адресу. Пошел один, что в итоге сыграло роковую роль.

При задержании Глиницки, которому терять было, по сути, нечего, оказал яростное сопротивление. Завязалась рукопашная схватка, по ходу которой ветеран-смершевец заученным приемом сбил противника с ног. Чувствуя, что на его запястьях вот-вот защелкнутся наручники, немец принялся звать на помощь находившуюся в квартире жену. Фрау Глиницки схватила топор, подбежала к милиционеру сзади и ударила его своим оружием по голове. Петр потерял сознание, бандит тут же высвободился и поспешил добить раненого. Труп спрятали, а поскольку в УМВД ничего не знали о затеянной Андреевым операции, он некоторое время считался пропавшим без вести.

Субботник в послевоенном Калининграде. Фото: сайт etoretro.ru
Субботник в послевоенном Калининграде. Фото: сайт etoretro.ru

Подробности смерти оперативника выяснились только следующей весной, когда 5 марта 1948 года Ганс Глиницки, попытавшийся оказать вооруженное сопротивление группе захвата, был застрелен при задержании. Вдова бандита указала место нахождения останков Андреева, прах которого захоронили с воинскими почестями - по неофициальным данным, на мемориале «1200 воинам-гвардейцам». Из списков калининградской милиции старший сержант был исключен приказом от 11 марта 1948 года с формулировкой: «За смертью». Имя Петра Андреева увековечено на мраморной Доске Памяти, установленной в холле здания областного УМВД России на Советском проспекте, 7 в Калининграде.

А теперь вернемся к публикации Юрия Ржевцева, который со ссылкой на ветерана военной журналистики полковника запаса Григория Зуевича поведал следующее:

«15 февраля 2022 года, город Калининград, Парк Победы. По-прежнему, увы, бесхозная со стороны советов ветеранов силовых правоохранительных структур российской Прибалтики могила «опера»-чекиста Петра Дмитриевича Андреева (1918-1947), героически погибшего при ликвидации немецкой уголовной банды».

И приложил к данному посту вот эту фотографию.

-5