Как мы все прекрасно знаем, в сентябре 1939 года в силу геополитических раскладов РККА совершила Польский поход, закончившийся присоединением к СССР Западной Белоруссии и Украины. Поход этот закончился успешно – территории заняли, всеобщие выборы провели, к СССР братские народы присоединили. В принципе сложно было провести эту войсковую операцию неудачно, особенно если вспомнить, что польское командование отдало приказ своим частям не оказывать сопротивления РККА.
И вот в декабре 1940 года, более чем через год после того похода проходит совещание высшего руководящего состава РККА, на котором командующий Западным особым округом товарищ Павлов читает доклад «Использование механизированных соединений в современной наступательной операции и ввод механизированного корпуса в прорыв». И в качестве примера приводит действия немцев против польской армии и отдельные моменты из успешного Польского похода РККА. Далее делаются выводы о том, как действовать мехкорпусам в грядущей войне.
После того как товарищ Павлов закончил свой доклад начались прения, углубления и дополнения. Первым вышел товарищ Буденный, который в принципе сказал полезные и занятные вещи – кому интересно, могут ознакомиться, все эти доклады и выступления давно доступны в Интернете, правда, их почему-то никто не читает.
Но между делом Буденный рассказывает занятные вещи о том самом Польском походе. И неожиданно оказывается, что:
« …Мне пришлось в Белоруссии (т. Ковалев знает) возить горючее для 5 мехкорпуса по воздуху. Хорошо, что там и драться не с кем было. На дорогах от Новогрудка до Волковыска 75 процентов танков стояло из-за горючего. Командующий говорил, что он может послать горючее только на самолетах, а кто организует?...»
Ничего не напоминает? События одного, самого мрачного июня в истории нашей страны, например…
И дальше товарищ Буденный отмечает, что корпусу надо иметь в прорыве хотя бы 4 заправки горючего и три боекомплекта. На что командир 6-го мехкорпуса Хацкилевич сообщил участникам совещания, что:
« Один боекомплект танкового корпуса — это, примерно, 100 вагонов. Маршал Советского Союза т. Буденный говорил о том соответствии боеприпасов и горючего, какое надо иметь в прорыве. Один боекомплект приблизительно, как я сказал, это 100 вагонов. Вот представьте себе, какой нужен тыл, чтобы за собой это все тянуть, тем более, если иметь три с половиной боекомплекта…»
Так вот такого тыла, способного обеспечить боекомплектами танковые корпуса по штатам 1941 года в РККА не было. Было много танков, а вот тыла, который обеспечил бы боевые действия этих танков, не было. Его не было в 1939 году и так и не появилось в 1941.
Яков Смушкевич, которому в скором будущем предстояло узнать, что он, оказывается, враг народа, о том же Польском походе сообщил не менее занятную вещь:
«…Я был в Белоруссии и должен сказать, что я нашел положение очень плохим в отношении организации театра войны. Еще хуже было в Киеве. Когда фронт перешел в Проскуров, то он не имел связи с бригадами. Распоряжения до бригад от командования фронтов задерживались на несколько часов…»
Что характерно – точно также успешно будет теряться связь между звеньями командования и в июне 1941 года, когда командармы не будут знать, где находятся подчиненные им части, а прибывших делегатов связи из штаба фронта станут расстреливать как немецких диверсантов – и такое в июне 1941 года было.
И наконец, уже после войны генерал Андрей Хрулев расскажет в своих воспоминаниях:
«В сентябре 1939 г. мне довелось непосредственно наблюдать за походом наших войск в Западную Украину, что произвело тяжелое, просто удручающее впечатление. Колонны двигались без предварительно установленного порядка, и на дорогах создавались затруднения из–за того, что машины, тракторы и лошади постоянно перемешивались...
ночью стоит колонна, попытка объехать ее встречала колоссальные трудности, буквально все спало и стояло ночью, где–то произошел затор, может быть, шофер заснул, — и паралич! И вы могли найти командира дивизии, который не выходил из машины и не принимал необходимых мер. Не было никакой службы регулирования, никакой дорожной службы. Войска не обучались движению колоннами. И в результате получалось, что на дорогу вышли, а идти по ней не умеют. Картина была весьма поучительной…»
Еще раз отмечу – это был поход в относительно тепличных условиях, когда противник почти не оказывал сопротивления.
В 1940 году началось авральное формирование мехкорпусов, в которых по штату должно было иметься по 500 и даже по 1000 танков. Далеко не все корпуса в итоге будут укомплектованы. Но даже и те, которые окажутся в относительно лучшем по сравнению с другими состоянии, растают в течение небольшого времени.
Такое ощущение, что из всех логистических проблем Польского похода выводы либо не было сделаны вообще, либо были сделаны только на бумаге. Во всяком случае то, что мехкорпуса – это не только танки, но еще и тыл, похоже, так толком и не поняли. И уж во всяком случае в этом направлении ничего толком не сделали.
Поэтому и остались по обочинам дорог тысячи танков, растраченные в отчаянных маршах июня 1941 года, в попытках угнаться за катящейся на восток немецкой бронированной махиной.
И все это было наглядно видно еще в сентябре 1939 года.
------------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.