Найти тему

Какие показатели нужно анализировать при выборе акций в портфель?

Оглавление

Перед инвестором, который перерос стадию новичка, покупающего по рекомендациям из телеграм-каналов или берущего то, что на слуху, встает серьезный вопрос о том, как выбирать акции в портфель. Не так-то просто взять и понять, на какие показатели компании смотреть в первую очередь, какие учитывать потом, а какие вообще можно пропустить.

Анализ акций делят на фундаментальный и технический. Технический анализ это штука неоднозначная. Чаще всего им активно пользуются трейдеры, а многие известные инвесторы не доверяют "гаданию по графикам". А вот фундаментальный анализ это основа подхода к инвестициям. Именно инвестициям, то есть долгосрочному вложению денег в акции компаний. Именно об основных показателях фундаментального анализа я и расскажу.

Сразу уточню, что я не специалист, а обычный частный инвестор. Здесь я поделюсь своим взглядом на анализ компаний и приведу максимально общие данные. Если вы с чем-то не согласны или хотите дополнить мою статью, добро пожаловать в комментарии.

Основа фундаментального анализа

Основа всего фундаментального анализа - отчеты компании. Именно оттуда мы берем всю информацию по финансовому состоянию компании. В первую очередь смотрим на отчеты по МСФО, то есть по международным стандартам.

Интересующие нас показатели можно разделить на 4 группы:

  1. финансовые потоки,
  2. рентабельность,
  3. оценка относительно конкурентов,
  4. долговая нагрузка.

Пойдем по порядку.

Финансовые потоки

Здесь оценивать все достаточно просто. В идеале все финансовые потоки компании должны расти от периода к периоду. На практике такое бывает не очень часто, иногда приходится вникать чуть глубже. Например, если компания активно растет и старается захватывать новые рынки, то мало кто будет всерьез изучать ее прибыль (которой обычно и нет), а вот на рост выручки смотреть будут.

Итак, тут нам важно увидеть динамику следующих показателей:

  • выручка,
  • валовая прибыль,
  • операционная прибыль,
  • чистая прибыль,
  • EBITDA.

Рентабельность

Это вообще один из важнейших показателей бизнеса. Рентабельность по сути показывает, насколько эффективно бизнес работает, а мы ведь хотим купить кусочек эффективного бизнеса, верно?

Рентабельность сама по себе не особо информативный показатель, ее нужно сравнивать с другими компаниями из той же сферы деятельности. К примеру, если мы хотим добавить в портфель акции нефтяной компании, то нужно сравнить ее рентабельность с другими нефтяными компаниями.

Основные параметры здесь:

  • ROE,
  • ROA,
  • ROS,
  • маржинальность по чистой прибыли,
  • маржинальность по EBITDA.

Зачем так много разных показателей? Для того, чтобы адекватнее оценивать бизнес из разных сфер. Если хотите узнать о них подробнее, напишите об этом в комментариях, я сделаю отдельный материал.

Оценка относительно конкурентов

Показатели, позволяющие сравнить оценку компании, обычно приходится искать не в отчетах, а в различных сервисах, предоставляющих такую информацию. В принципе, это не так сложно.

Показатели из этой группы позволяют сравнить, какая из компаний сектора стоит дороже относительно своего финансового состояния, а какая дешевле. Чем дешевле оценена компания, тем больше у нее простор для роста при условии, что с остальными параметрами все в порядке.

Тут нам важно сравнить:

  • P/E,
  • P/S,
  • P/B,
  • EV/EBITDA.

Чаще всего говорят о P/E, но не всегда он является самым важным. Впрочем, эта тема тоже заслуживает отдельного рассказа.

Долговая нагрузка

Долги - неотъемлемая часть экономики. Компании берут деньги в долг на разные цели: кто-то на расширение, кто-то на новые проекты, главное, чтобы долги можно было без проблем вернуть.

Чаще всего закредитованность компании оценивают по показателю NetDebt/EBITDA, то есть по соотношению суммы всех долгов к прибыли. Но это довольно грубая оценка. В идеале надо изучать, сколько у компании долгов краткосрочных, а сколько долгосрочных и смотреть, насколько хорошо у нее получается эти долги обслуживать.

Вот краткий список того, на что нужно смотреть при анализе компаний. Буду рад вашим комментариям и мнениям.