Найти тему
Искусство счастья

Мама, вы же нас на улицу выгоняете

- Светик, ты не устала жить под одной крышей со свекровью? - спросил Леонид.

Светлана удивлëнно посмотрела на мужа. Ей-то надоело пятнадцать лет жить на территории свекрови и каждый день выслушивать упрëки, что всё не так и не эдак. Но раз сам Лëня заговорил об этом, значит и его это изрядно утомило. Его мать была с тяжёлым характером и уживаться с ней было непросто.

- Неплохо было бы своим хозяйством жить, - осторожно ответила женщина. - Только идти-то нам некуда.

Действительно, зарплаты обоих супругов были настолько малы, что еле-еле хватало от получки до получки. Ни один банк не одобрил бы им кредит или ипотеку.

- Я тут подумал, - продолжил свою мысль Леонид. - Во дворе стоит флигель недоделанный. Самое главное, что стены и крыша есть. Если довести его до ума, сделать канализацию, провести воду, газ, то и жить вполне можно. Переселимся туда и будут все довольны!
- Но на это деньги нужны, - возразила Светлана. - Недëшево всё это.
- Согласен, тут не только деньги нужны, но и время, силы. Но игра стоит свеч! Иначе так и будем всю жизнь пресмыкаться на чужой территории. А тут у нас появится шанс быть собственниками своего жилья!

Светлана подумала и согласилась. Очень она устала жить под зорким оком своей свекрови.

С этого дня жизнь семьи Прониных кардинально поменялась. Все средства уходили на благоустройство флигеля. Ели они практически только хлеб и воду, донашивали старую одежду и обувь.

Родственники Светланы старались помочь, чем могли, но сами были не богаты.

Через некоторое время дочь Светланы и Леонида вышла замуж и ушла жить к мужу в его двухкомнатную квартиру. А сына Алексея призвали в армию. Расходы на семью немного уменьшились и в строительстве показался свет в конце тоннеля. Светлана начала верить, что переедут жить во флигель не через пару лет, а через несколько месяцев.

Как-то женщина задумалась о своëм статусе в этой стройке.
- Лëня, меня беспокоит то, что по сути, к этому флигелю никакого отношения я не имею. Прописана я с детьми у моей мамы, землëй, на которой стоит флигель, владеет твоя мама Надежда Степановна. Не дай Бог, с тобой что-то случится, я даже не докажу, что и мои деньги вложены в эту стройку.

Леонид на эти слова обиделся и даже рассердился:
- Что ты такое говоришь? Что со мной может случиться? Я здоров и собираюсь до восьмидесяти лет прожить, как минимум! Чтобы больше ничего подробного от тебя не слышал!

Вскоре стройка наконец-то была закончена! Пронины решили сыграть настоящее новоселье: пригласили родню, друзей, соседей. Гуляли весело и шумно. Все поздравляли супругов.
-2

Леонид принял на грудь больше обычного и отплясывал наравне с молодыми. И вдруг после очередного тоста выронил рюмку из рук, захрипел и упал под стол. Врачи приехавшей скорой помощи констатировали смерть. Вскрытие показало, что оторвался тромб и закупорил сосуд. Ему не было пятидесяти лет.

После похорон жизнь Светланы превратилась в одну сплошную чëрную полосу. Зато свекровь Надежда Степановна быстро оправилась после траура и переписала всë хозяйство - землю, дом, флигель и другие постройки - на старшую дочь Елену, оформив на неё дарственную.

У Елены была взрослая дочка, внучка Надежды Степановны. Полгода назад она вышла замуж и уже была на сносях, а бесквартирный зять, уставший от капризов жены и упрëков тëщи, готов был помахать всем ручкой.

Чтобы сохранить брак дочери и не оставить будущего внука без отца, Елена решила переехать на ПМЖ к своей матери Надежде Степановне. Светлану с сыном Лëшкой, который только что вернулся из армии, попросили освободить флигель.

-3

- Мама, вы же нас на улицу выгоняете! - возмутилась Света.
- Ничего подобного! - парировала свекровь. - Вы прописаны у твоей матери, вот и езжайте туда! Живите по месту прописки!

- Вы прекрасно знаете, что с родителями живут брат с женой и их двое детей! В двухкомнатной квартире!
- Раз шестеро уместились, значит и восемь разместятся! Или к дочке своей поезжай. У них с мужем детей пока нет, так что, там простор для вас и благодать!

- Она сама живëт в чужой квартире.
- Она живëт в квартире законного мужа! Поговори с зятем, умасли его, - вела свою политику Надежда Степановна. - Так что, милая невестушка, решай проблему сама! А на чужой каравай рот не разевай! Это мы флигель построили, кучу денег угрохали! А ты хочешь к рукам его прибрать! Вот тебе!

Свекровь свернула кулак в форме фига и покрутила им перед носом Светланы.
- Ничего тебе с Лëшкой не обломится! Поняла?

Света пошла к соседям.
- Умоляю, подтвердили в суде, что и я причастна к стройке, что тоже вкладывалась в строительство.

Соседи понимали всю несправедливость и непростое положение вдовы, но отводили глаза:
- Не обижайся на нас, Светлана, но иметь в качестве врага твою свекровь, не хочется. Это ваше семейное дело, нас не впутывай. Нам с ней рядом жить, ссориться не хочется.

Надежда Степановна подала иск в суд на выселение своей снохи Светланы и внука Алексея.

На суде адвокат Светланы задал простой вопрос Надежде Степановне:
- Скажите, истица, вы испытываете неприязнь к жене вашего покойного сына?
- Нет, ничего такого нет, - пожала плечами свекровь. - Мы с ней и не ссорились.
- А сын вам родным был? Может вы его недолюбливали?
- С чего вы это взяли? - удивилась та.
- Да понять хочу вашу логику, - рассуждала адвокат Светланы. - Вы имеете на двоих с дочерью целое подворье. В доме четыре комнаты и просторная веранда. Почему вы противитесь, чтобы ваша сноха и родной внук жили во флигеле?

- Так во флигеле все удобства: газ, ванная комната, тёплый туалет. В доме этого ничего нет. Получается, нам нужно будет у Светки каждый раз спрашивать разрешения помыться? Какие мы тогда тут хозяева?

- Ясно... Вы отдаёте отчёт, что своими действиями разрываете отношения с роднёй вашего покойного сына?
- Мне эта родня не нужна! - чуть ли не выкрикнула свекровь. - Лёнька на погосте лежит. А с этих толк какой? Родственников и без них хватает! У меня внучка скоро родит.

Тут вмешался адвокат истицы:
- Ваша честь, мы здесь собрались не для того, чтобы обсуждать моральный облик моей клиентки, а имущественный спор решать.

По решению суда флигель достался Надежде Степановне. Прежде чем выметаться Светлане на все четыре стороны, она позволила ей забрать некоторую мебель и личные вещи.

Обычно судьи бесстрастные люди, распоряжаются, прикрываясь законом, людскими судьбами. Но в этот раз судья попросила Светлану после вынесения решения подойти к ней.

-4

- Согласно закону, имущество действительно принадлежит вашей свекрови. Она очень постаралась для этого. Сожалею, у меня не получилось решить вопрос в вашу пользу. - сказала она. - В справке о причине смерти вашего мужа написано, что он умер от закупорки тромбом сосуда. Четыре года назад мой муж также ушёл из жизни, умер во сне. И вот что я вам скажу: за десять лет, что я работаю судьёй, поняла одну вещь: некоторым людям тромб закупоривает душу. Человек вроде бы жив, а внутри мёртвый, разлагается. Это произошло с вашей свекровью. Не держите зла на мёртвого человека. У вас всё постепенно наладится и будет хорошо.

Соседи между собой Надежду Степановну осудили, но в глаза никто не смел высказать своего мнения. А свекрови было всё равно, что о ней думают люди. Она не могла нарадоваться, что теперь с дочерью стали полновластными собственниками подворья.

Светлана устроилась сиделкой с проживанием по уходу за одной больной старушкой, правда, без права наследования её жилья, так как там своих родственников хватало. Дети бабушки выделили женщине одну комнату, в которой она жила, находясь постоянно с больной рядом.

Алексей какое-то время пожил с маминой роднёй в двухкомнатной квартире, где без него тесно. Потом вновь надел военную форму и подался снова в армию. Сейчас служит контрактником и откладывает деньги на собственное жильё. Для себя и мамы.