Найти в Дзене
Репортёр

Традиционный обзор лучших репортажей недели от «Репортёра»

Оглавление

«Они просто живут»

Уже пять лет в Екатеринбурге работает инклюзивная театральная студия «ЗАживое». Опытным путем, с ошибками и успехами, складывался театральный проект, где актеры с РАС и другими ментальными особенностями вместе с актерами профессиональных и любительских театров становятся соавторами одного творческого процесса.

Проект выкристаллизовался после того, как создатели театра прошли три стадии понимания инвалидности:

  • Медицинская модель — есть диагноз, который является проблемой.

«В самом начале нам казалось, что театр невозможен без специально обученных людей, которые бы помогали взаимодействовать с людьми с аутизмом. Как будто нужен “медиум”, чтобы наладить процесс. Вскоре стало понятно, что это далеко от правды».

  • Благотворительная модель (поддержка фандрайзинговыми текстами) — послевкусие жалости, который мешает команде заниматься искусством.

«Каждый текст я воспринимала с немного ёкающим сердцем. Я никогда ребят про это не спрашивала, не говорила с их родителями про “тяжелую судьбу”. У них действительно бывает очень непростая жизненная ситуация, но иногда, зная о человеке что-то такое, уже не можешь смотреть на него непредвзято».

  • Социальная модель — комьюнити и тусовка, объединенная театром, где ты можешь комфортно развиваться, где с тобой не носятся, как твои родители, где с тобой могут быть строгими или дружелюбными, где можно горизонтально общаться с актерами. Обычное здоровое человеческое общение.

«Стереотипы, предвзятое отношение, куча барьеров — это устройство общества, которое привыкло воспринимать людей как некий биоматериал, который платит налоги, защищает границы и выполняет репродуктивную функцию, — считает продюсер проекта Елена Возмищева. — Если они не подходят под эти функции, то по медицинской модели их нужно вылечить, а если не получается вылечить, то изолировать. Благотворительная модель говорит: “Надо пожалеть! Они чистят нашу карму и делают нас лучше”. А эти люди ничего из перечисленного не делают, они просто живут и имеют те же права, что и люди без инвалидности».

И социальная модель дает свои результаты. Женя учится в девятом классе коррекционной школы для интеллектуально сохранных детей с нарушениями слуха. По словам Елены, учителя старой формации относятся к Жене настороженно из-за ее особенностей, а классная руководительница просто сказала ее одноклассникам, чтобы к ней «не лезли, потому что у нее инвалидность». Но в прошлом году учить физкультуры сказала:

«Вы знаете, я вашу Женю перестала бояться. Думала, она неадекватная, может куда-то побежать, руками потрясти, накричать, подраться, — не знала, чего от нее ждать. А тут я поняла, что она нормальная!».

Марина-Майя Говзман из «Таких дел» с интереснейшим социальным репортажем о том, как спасает не лечение и не жалость, а уважение.

Фото: Наталья Саврас
Фото: Наталья Саврас

Что осталось от Алеппо

«Сейчас именно русские востоковеды восстанавливают историческое наследие нашей страны. Они не только самым деятельным образом способствуют восстановлению архитектурных памятников, они оставляют свои исследования, которые лягут в основу мировой культуры. Разрушенная цитадель Симеона восстанавливается исключительно благодаря русским учёным и археологам», – говорит бывший директор департамента древностей и музеев Алеппо, историк, писатель Ваддах Мохиелдин.

Алеппо – один из древнейших непрерывно существующих городов на планете. Артобстрелы и бомбардировки города террористами ИГИЛ* начались в 2012 году. Жилые кварталы были практически полностью разрушены. Большая часть исторических памятников, внесённых в списки ЮНЕСКО, уничтожена. За время военной операции, по официальным данным, население Алеппо сократилось с 2 миллионов человек до нескольких сотен тысяч. Последняя война превратила многие кварталы города в невосстановимые руины. Отбить Алеппо у террористов удалось только в 2016 году при непосредственном участии Российской армии.

Вместе со спецкорами «Октагона» Еленой Черных и Сомамой Алашкар мы можем поговорить с жителями Алеппо и узнать об их отношении к России и русским.

Фото: Zeledi/Wikimedia
Фото: Zeledi/Wikimedia

«Просто сломался ген». История Паши с синдромом Тричера Коллинза

Однажды тетю Паши, которая работает в этом саду, позвали на улицу. Она увидела, что все, включая заведующую и воспитателей, ползают в кустах.

— Ты только не переживай! А сколько аппарат стоит?

— Ну, 500 тысяч.

— Ты не переживай! Мы потеряли аппарат…

В тот день Паша надел слуховой аппарат на шапку, пошел через кусты и зацепился ободком. Была осень, коричневый аппарат среди листьев никто не видел. Но в итоге его нашли по писку.

Правое ухо у Паши маленькое, а левое не раскрылось совсем. Надежда, его мама, до сих пор хранит снимки УЗИ с беременности, на которых Паша заслоняет это ухо рукой. Как будто прячет, чтобы родители раньше времени не узнали о его необычном заболевании — синдроме Тричера Коллинза, аутосомно-доминантном заболевании, результате мутации в гене TCOF1. Характеризуется черепно-лицевой деформацией. По статистике, с ним рождается один ребенок из пятидесяти тысяч.

В будущем родители хотели бы вживить ему второй слуховой имплант, но Паша сказал, что ему это не нужно. Ставить первый он тоже не хотел: «Не надо операцию, мне и так хорошо. Буду ходить с повязкой». Надежда начала уговаривать: «Это лучше, удобнее. Пойдешь в школу, не будет давить эта резинка». Согласился. Когда с одной стороны мама сбрила ему волосы, начал переживать за прическу: «Что ты мне сделала?» Но Надежда отшутилась: «А давай и с другой стороны сбреем?»

Пока Паша не знает, кем хочет стать в будущем. Одно время мечтал, что будет ученым. На это мама ему отвечала:

«А если ты станешь лором, да еще и оперирующим, будет вообще классно».

Вероника Словохотова из «Правмира» с трогательной историей о силе родительской любви.

Фото из семейного архива героев истории
Фото из семейного архива героев истории

Жительница обстрелянного дома в Донбассе: «С 2015 года такого не было. Хорошо, что дети были в школе»

— Можете показать, относительно линии дома, где тут линия фронта?

— Так Петровский район и есть линия фронта…

В пять утра 17 февраля, вся линия фронта зарокотала – и в ЛНР и в ДНР. Начали с мелочи – стрелковое оружие, автоматические гранатометы, к восьми часам утра в ход пошли минометы – сериями по 16 мин.

Примерно 100 тысяч человек жило в Петровском районе до войны. Теперь здесь проживает около 10-15 тысяч человек.

Моложавая пенсионерка Лариса, говорит мне, что с утра уехала на рынок:

— Приезжаю, не могу понять, почему у меня шторы внутри дома раздернуты. Смотрю – осколок, еще и по мебели шоркнул. Соседка говорит, что очень громко взорвалось. Были сильные прилеты.

— С чем этот обстрел связан?

— Вы меня спрашиваете? Мы уже тут восемь лет под обстрелом! Что сделано, чтобы дети не боялись? Ничего! Прилеты постоянные.

— Много детей?

— Куча. А вы зачем снимаете?

— А я больше ничего не могу сделать. Я здесь с 2014 года, я гражданин ДНР, мне здесь все, как родные, и единственное, чем я могу вам помочь – зафиксировать происходящее.

Лариса тяжело вздыхает, бросает мне на прощание слово «бесполезно», разворачивается и уходит…

Корреспондент КП Дмитрий Стешин конечно не знает, как «на Петровке» включить мир и выключить войну, но он дает возможность посмотреть на нее изнутри, глазами жертв. Посмотреть тем, для кого Донбасс территориально — в нескольких сотнях (а то и десятках) километров, но ментально — где-то далеко, по ту сторону экрана телевизора. Не так далеко, как Мьянма или Колумбия, но где-то рядом с Сирией.

Фото: Дмитрий Стешин
Фото: Дмитрий Стешин

Город председателя Наливкина

На пустыре в Уссурийске Нина, ее муж и зять под камеры съемочной группы исполнили роли жителей, которые протестуют против незаконной свалки. Митинг закончился, когда на пустырь приехал бульдозер и снес мусорные баки c надписью «Единая Россия». Из бульдозера вышел мужчина с пропитым лицом и сломанным носом, но в деловом костюме.

«Я выхожу в город, а пахнет каким-то говном! Мне это зачем? Не дай бог какая-нибудь падла еще тут вывалит мусор!» — произнес перед митингующими речь мужчина. И под аплодисменты объявил, что решает проблему радикально: запрещает ставить в Уссурийске мусорные баки вовсе.

Мужчиной на бульдозере был Виталий Наливкин — пародийный персонаж, чиновник на вымышленной должности главы исполкома Уссурийского района. Это главный герой ютуб-шоу, роль которого исполняет 46-летний грузчик Андрей Неретин. Проект под названием «BARAKuda» три года назад придумали бывшие сотрудники уссурийского государственного телеканала. Он быстро стал популярным не только в Приморье, но и во всей России: выпуски набирали по два миллиона просмотров.

— Постояли мы там, поорали, *****, чуть-чуть. Нам деньги дали, мы домой приехали. И за такси нам заплатили, — вспоминает Нина. — С одной стороны, я вот так думаю, у нас действительно в городе бардак. Там, на пустыре, где мы снимались, действительно куча мусора.

— Меня никто не хочет слушать! — кричит, встревая в разговор, сосед Ильсур. — Потому что мы сами, *****, создаем эту ***** [хрень]! Сами! Сами вот это и делаем! *********** [напьемся], *****, идем, бутылки бросаем! Потому что мы сами это и делаем!

— Молчи, не с тобой разговаривают! — обрывает его Нина. — Короче, мы на помойке видео сняли, и потом, вроде, там более-менее начал порядок происходить. Может, кто-то и прислушался.

В ноябре 2021 продюсеров шоу обвинили в хулиганстве, за что им грозит до восьми лет колонии. В одном из роликов они сняли Виталия Наливкина, который стреляет из бутафорского гранатомета в билборд с рекламой «Единой России» возле автобусной остановки на пустынной окраине города — силовики решили, что создатели шоу использовали во время съемок не петарды, как говорят продюсеры, а «взрывчатые вещества».

Мария Карпенко из «Холода» побывала в Уссурийске, чтобы поговорить с создателями и актерами неоднозначного шоу.

Фото: Наталья Булкина
Фото: Наталья Булкина
#ОбзорРепортажей
Почта для связи и отправки своих авторских репортажей: rsrp.online@gmail.com
Выбирайте лучший репортаж недели каждое воскресенье в нашей группе в VK или в нашем Telegram-канале.