Распространено мнение, что "совковая" логистика-де была неэффективной, медленной, то ли дело рыночек порешал. Смотрит обыватель на "Почту России", сравнивает с UPS или DHL и делает вывод, что вот развитой капитализм как быстро доставляет все, что нужно, а при социализме пришлось бы месяц ждать.
Сначала остановлюсь на проблемах "Почты России" и некорректности сравнения с зарубежной курьерской. Во-первых, в советское время Почта СССР достаточно точно соблюдала сроки доставки корреспонденции. В конце 80-х еще я часто писал письма и отсылал посылки внутри СССР, и ни разу не было срывов сроков доставки. Скорости были, конечно, не курьерские - письмо из Феодосии до Москвы шло дней 6, посылки доходили на расстояниях до 1000-1500 км примерно так же. Вполне нормальные скорости для мультимодальных перевозок. Претензии МНСов и прочих диссидентствующих была в крайней медлительности развившегося в капиталистическое время сервиса удаленных покупок. В СССР такое тоже существовало - например, сервис "Книга-почтой". Вот это было достаточно медленно. Но основная причина задержки - это малая пропускная способность таких сервисов в советское время как таковых - заказ долго рассматривался и оформлялся (так как все это происходило в бумажном виде) . Если сейчас оператор из формы заказа печатает товарносопроводительные документы, а складская сисема подгружает весогабаритные характеристики, то в конце 80-х максимум автоматизации, на что могли рассчитывать почтари, была электронная система отслеживания консолидаций и высылки преалертов, которая требовала длинных цепочек операторов - посредником между электронной информацией и бумажкой для обмена информацией. В принципе, на тот самый момент такая же система работала в FEDEX'е, в UPS и других курьерках. Только вот относительная стоимость сервисов была совершенно несравнима. равно как и коэффициент полезного действия.
Второй причиной некорректности сравнения почты СССР и курьерских служб Запада является огромная разница объемов. UPS, например, внутри США к 90-м занимала только 20% курьерских отправлений, остальное было раздергано по основным конкурентам и более мелким организациям. Если смотреть по объемам и сравнивать с СССР, то внутренние объемы были просто мизерными для каждой организации. Если Почта СССР ежедневно разгружала не один десяток контейнеров с авиапочтой в Москве, то курьерские службы сейчас собирают с сотни рейсов в лучшем случае по сотне отправлений с каждого. Логично, что сравнивать детский сад курьерских служб с почтовыми объемами некорректно. В курьерских службах на каждое отправление идет несоизмеримо больше средств, чем у почты. КПД почты в расчете на человеко-час гораздо выше, чем у курьерки.
В-третьих, советскую почту уже практически никто из молодежи и не застал. А застали Почту России, которую в 90-х вполне сознательно растаскивали, разворовывали, а ее кадры жестко эксплуатировали, чем ухудшили дееспособность организации. Да и рыночные отношения внесли свои коррективы. Единый советский транспортный комплекс растащили на отдельных перевозчиков, появилась куча лишних паразитических звеньев в цепи перевозок, Теперь, отправляющий письмо "на деревню дедушке" оплачивает роскошную жизнь не только руководству Почты и частным акционерам всяких дочек, но и акционерам авиакомпаний, железнодорожных, автомобильных компаний. Как и везде при капитализме, на каждой операции собирается прибыль, и целая толпа бездельников кормится вокруг почтовых служб. С таким грузом на шее вообще удивительно, как удается соблюдать сроки доставок хотя бы приблизительно.
И. Бортник
____________________________
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I. Общественно-политический журнал «Прорыв»
Поддержите редакцию:
III. Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора
IV. Заказ нашей книги "Жизнеописание красного вождя"
#ссср #почта #логистика #экономика #капитализм