Найти тему

«Ёжик-Ёжик, пых-пых-пых». История травли учителя

Молчание позволяет жестокости быть
Молчание позволяет жестокости быть

Сегодня история, которой поделилась моя читательница. История травли педагога.

Это была середина 90-х, город Томск. Школа моя была так себе. Меня травили. Ещё несколько ребят из моего класса травили. Никто из взрослых не обращал внимания. Вообще, обстановка в школе была больше похожа на зону. Но рассказать я хочу не о себе.

Дико травили одного учителя. Не только его, почему-то всех немногих учителей-мужчин, которые у нас были. Учитель черчения был Циркулем, например. Учитель физики Козлом. У него был такой блеющий голос. Дети прямо в коридоре могли кидаться ему на плечи и кричать: «Козёл-Козёл, покатай меня, Козёл!»

Прозвища и легенды про педагогов передавались по наследству. Ты просто переходил в среднюю школу и сразу знал от более старших, что в школе есть Циркуль и Козёл, и над ними можно издеваться. Сколько лет это уже длилось, я даже не представляю.

Особенно доставалось математику. У нас он начал вести свой предмет в шестом классе. И он был весь какой-то нелепый. Большой, квадратный, с неопрятными длинными волосами. Его прозвали Ёжиком. Он, и правда, очень смахивал не ежа.

Это был герой анекдотов и мерзких шуток. Как-то я шла на перемене по коридору и увидела шайку самых хулиганистых из нашей параллели. Они стояли и бравировали, как поймают Ёжика за дворами и побьют.

Как только над ним не издевались. Прямо во время урока харкали в него, оплёвывали склеенными слюной бумажками, кричали «Ёжик-Ёжик, пых-пых-пых». Когда вот это «Ёжик-Ёжик» подхватывал весь класс, это превращалось в нескончаемый тихий гул. Как шаманский ритуал, от которого никуда не деться. А Ёжик не реагировал никак. Просто стоял дальше и писал что-то на доске.

Однажды он не выдержал и выгнал мальчика из кабинета. На следующий день папа мальчика таскал Ёжика за грудки. Прямо при детях. Потом ещё неделю вся школа об этом говорила. Ёжик снова стал «лошком».

Что характерно, учителям женского пола тоже давали прозвища, но почему-то втихаря, за спиной. В открытую издевались только над мужчинами. Это делали именно мальчики. Видимо, самоутверждались таким образом.

Все в школе знали о том, что происходит. Все видели. Но никто никаких мер не предпринимал. Как будто, так и должно быть. Не можешь постоять за себя — твои проблемы. Детям всё сходило с рук, безнаказанность их ещё больше раззадоривала. У Ёжика в нашей параллели училась дочка. Её не травили. И она тоже никак внешне не реагировала на то, что с отцом происходит. Как будто она отдельно, он отдельно. Все были, как атомы, каждый сам по себе, и казалось, что объединялись только самые отмороженные, чтобы поиздеваться.

Я однажды не выдержала, поймала Ёжика за рукав на перемене и спросила: «Почему вы молчите? Почему ничего не делаете?» Он поджал губы и не ответил. Для меня это его молчание означало одно. Безнадёгу. Если он ничего не может сделать, то кто защитит от травли меня? Никто.

После девятого класса я ушла из этой школы. Словно вышла на свободу из тюрьмы. В моей новой школе всей этой мерзости не было. Я впервые за девять лет увидела нормальных детей. Оказалось, есть дети, которые любят учиться. Меня больше не травили. Учителей тоже.

А про Ёжика я слышала потом тяжёлые истории. От девочки, которая училась в другой параллели. Её класс считался образцовым, лучшим. И вот там Ёжик безобразно себя вёл, унижал учеников, занижал оценки. Последнее время он вёл шахматный кружок в начальной школе.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, об образовании в целом, о людях, делюсь реальными историями.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.