Сегодня я предлагаю на ваш суд вторую прогулку в районе метро “Чернышевская”. Первый маршрут уже есть на моем канале. Для тех, кто предпочитает видео, а не статьи, маршрут "Роскошь и разруха" тоже уже доступен к просмотру.
Если в прошлый раз мы начинали прогулку с улицы Кирочной, то в этот раз пойдем в другую сторону — к Неве.
Если вы решите повторить мою прогулку самостоятельно и захотите совместить оба маршрута в один, то после завершения первой прогулки вам нужно идти от памятника кораблю “Полтава” не до станции метро “Чернышевская”, а до улицы Захарьевской, где следует повернуть в сторону Летнего сада.
Как я уже рассказывал вам, в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX века возводилось большое количество доходных домов. Говорили даже, что владеть доходным домом в Петербурге выгоднее, чем золотым прииском в Сибири. По этой причине те арендодатели, которые хотели привлечь внимание более состоятельных жильцов, вынуждены были заказывать дизайн, способный привлечь обеспеченных арендаторов.
В 1911 году вдова статского советника Лариса Ивановна Нежинская заказала проект нового доходного дома у архитектора Михаила Сонгайло. Она хотела, чтобы здание было не просто типовым домом для сдачи жилых помещений внаем, а таким, которое само по себе произведет фурор у местной публики. Можно сказать, что у архитектора выполнить пожелания удалось. Фасад дома украшают образы фараонов, священных животных и лики египетских богов.
С улицы Захарьевской две парадные, у каждой из которых по две статуи бога Ра со скрещенными руками в набедренных повязках. Такие изваяния ставились древними египтянами у входов в их знаменитые гробницы. Изначально здесь были двери с тростником и иероглифами, но они, к сожалению, не сохранились. То, что мы видим сейчас, всего лишь новодел.
Обратите внимание на типичную для Петербурга нумерацию квартир. Этим мы обязаны превращением шикарных многокомнатных квартир в коммуналки после революции. Тогда меняли планировку внутренних помещений, делили квартиры, оставляли в одной квартире только выход на черную лестницу, а в другой — только на парадную, вот и получалось, что нумерация не сквозная.
Кстати, во внутреннем дворе Египетского дома тоже довольно помпезно:
И даже шахту лифта охраняют древние божества:
Чтобы оказаться у следующей точки по нашему маршруту, проходим по проходным дворам-колодцам:
Интересно, действуют ли сейчас где-то бывшие пожарные каланчи. Я не думаю, что они сейчас используются по первоначальному назначению. Сейчас их сдают под вышки сотовой связи:
А тем временем мы с вами подошли к очередной остановке по маршруту.
В конце 19 века особняк, находящийся тогда по этому адресу, выкупили Варвара Петровна и Александр Фердинандович Кельхи. Он был небогатым чиновником с дворянским титулом, а она — наследница состояния сибирских промышленников и могла себе позволить абсолютно все. Именно абсолютно все она и хотела получить от этого дома. Мало того, что покупка и перестройка особняка обошлась им в 300 тысяч рублей, но и на внутреннее убранство было потрачено едва ли не больше денег. Этот дом славится сочетанием всех возможных стилей как внутри, так и снаружи, это и готика, и ар-деко, и рококо, и ренессанс и барокко. Дизайнеров и архитекторов никто не ограничивал какими-то суммами, они были вольны творить без учета каких-либо бюджетов. Но настроение у хозяйки дома менялось так часто, что и архитекторов меняли во время реконструкции не раз. А когда все работы были завершены, Варвара Петровна развелась с мужем и уехала в Париж, оставив мужа с детьми в Петербурге. Ему очень скоро пришлось заложить и продать особняк, а в дальнейшем он был вынужден даже торговать папиросами. Ну а жизнь его в итоге закончилась в лагерях, куда он попал, возможно, из-за того, что бывшая жена время от времени присылала ему деньги из Парижа. Наверное, тогдашние власти посчитали его иноагентом, если переводить все на реалии сегодняшних дней.
Изначально участок, на котором находится дом Бутурлиной, принадлежал Василию Дмитриевичу Корчмину, сподвижнику Петра Великого, в честь которого, по одной из версий, получил свое название Васильевский остров. Дело в том, что когда Василий Корчмин командовал батареей на стрелке тогда еще не Васильевского острова, Петр Первый отправлял ему записки с указанием: “Василию на острову”. Кстати, именно этому Василию стоит памятник на пешеходной улице от станции “Василеостровская” к Большому проспекту Васильевского острова. Эдакий сидящий на пушке удалой усач с трубкой в руке.
Затем этот участок несколько раз менял владельцев, пока его не купила статс-дама Елизавета Михайловна Бутурлина, богатства которой не давали покоя ее современникам (особенно современницам, обвинявшим ее семью в том, что их богатства — результат многочисленных краж во время войн, когда отец Бутурлиной был подольским губернатором).
Здание строилось исключительно как доходный дом, Бутурлина жить здесь не планировала. По идее архитектора дом должен был напоминать “настоящие” дворцы Петербурга 18 века. У него это получилось, не правда ли? Внутреннее убранство тоже было не менее богатым, но Бутурлина до завершения работ так и не дожила. Интересна судьба этого дома впоследствии, например, в 1886 году здесь жила семья знаменитого математика, первой женщины-члена российской академии наук Софьи Ковалевской. Чуть позже здание выкупают под посольство Австро-Венгрии, после чего начинается история разрушения особняка: сразу же после начала Первой мировой войны разъяренная толпа закидала посольство камнями и подожгла. Полиция не вмешивалась и следила только за тем, чтобы огонь не перекинулся на соседние здания. Потом Октябрьская революция, потом в здании поселились военнопленные, которые в голодные и холодные 20-е годы прошлого века топили печи чудом уцелевшей к тому времени мебелью и элементами декора. Потом Великая отечественная война, когда здание было почти полностью разрушено. К счастью, после войны особняк Бутурлиной восстановили, но проблемы его на этом не закончились. Сейчас, как мы видим, даже без войн и революций здание находится не в самом лучшем состоянии и нуждается в срочном ремонте.
Но давайте не будем о грустном, а пойдем дальше, ближе к центру и Золотому треугольнику Санкт-Петербурга.
Воздух в Соляном переулке буквально пронизан вдохновением: в разные года здесь жили Чайковский, архитектор Висконти, учились Маршак и Зощенко. А теперь здесь учатся сотни талантливых студентов художественно-промышленной академии А. Л. Штиглица.
Здание академии является главной жемчужиной переулка и одной из красивейших построек города, выполненной в стиле модерн. Училище было создано в 1876 году на деньги банкира и мецената барона Александра Штиглица. Студентов тут обучали живописи, скульптуре и резьбе, чеканке, ткацкому делу, живописи по фарфору. Тут также готовили учителей рисования и черчения. Внутри с самого начала было электрическое освещение! Это было самое богатое, самое обеспеченное учебное учреждение страны в то время! Преподавание здесь было на уровне лучших европейских вузов. Но в народе это училище чаще называют “мухой”. Как вы думаете, почему? Дело в том, что в советское время о бароне-богаче было вспоминать негоже, и училищу присвоили имя Народной художницы Советского Союза Веры Мухиной.
Друзья, на этом первая половина нашей прогулки подошла к концу, надеюсь, я не утомил вас слишком большим количеством фотографий и галерей. Завтра я выложу вторую часть маршрута.
В планах у меня создание целого цикла отдельных маршрутов или прогулок, которые каждый сможет повторить самостоятельно, используя лишь ссылки на маршруты в моих публикациях.
На всякий случай добавлю тут видео с этой прогулки: