Читатели спрашивают:
Действительно-ли существуют т.н. "святые места ушу"? если да, то какие и где они расположены?
Да, такое понятие как "святая земля" или "священное место" для занимающихся #ушу действительно существует (武术圣地 wǔshù shèngdì).
Это понятие возникло в конце правления империи Мин (1368 - 1644), когда завершилось разделение боевых искусств на "армейские" и "гражданские" (народные) и в среде последних стала проявляться такое социально явление, как сакрализация составляющих Мира ушу.
Список этот менялся в течении веков, и на его содержание влияло множество факторов, специфичных для региона, исторического периода и социальной среды.
Но наибольшее влияние, конечно, оказали романы в стиле у-ся, которые привнесли в реальный мир воображаемые места, влиявшие на развитие боевых искусств в Китае. Классический тут пример - это, несомненно, Южный Шаолинь, который из романа конца XIX стал вполне объективной реальностью в умах многих жителей страны. Подробнее про разбор этого мифа можно почитать тут.
Но вернемся к святым местам. В разные эпохи они были разные. Но принцип часто общий:
Чем недоступнее место, тем больше вероятность того, что там есть таинственные и сакральные боевые искусства, недоступные обывателю.
Поэтому список возглавляют обычно горные регионы:
- Суншань в провинции Хэнань;
- Удан в провинции Хубэй;
- Эмэй в провинции Сычуань;
- Хуашань в провинции Шэньси;
И так далее, список может быть очень обширным. При этом не обязательно там будет ушу - просто мирская молва приписывает им такое качество.
С другой стороны, есть действительно несколько мест, которые заслуженно могут быть священными. Они обычно двух категорий:
- место возникновения известного стиля;
- место связанное с именем известного мастера боевых искусств.
И таких мест - немало, они обычно объекты паломничества адептов этих стилей, ну а посещение могилы со стелой легендарного праучителя - стандартная процедура во многих современных школах ушу.
Есть ещё пять священных мест, которые раньше считали родиной боевых искусств. И хотя благодаря работе методического отдела Центрального Института Гошу от этого отказались уже тогда, но память о них в народе жива до сих пор. Это опять же горы:
- Суншань (嵩山 sōngshān);
- Удан (武当 wǔdāng);
- Эмэй (峨眉 éméi);
- Кунтун (崆峒 kōngtóng) в провинции Ганьсу;
- Куньлунь (昆仑 kūnlún);
Это вполне соответствует устоявшейся традиции, даосских священных пиков (五岳 wǔyuè)- тоже пять:
- Восточный - Тайшань (泰山);
- Западный - Хуашань (华山);
- Центральный - Суншань (嵩山)
- Южный - Хэншань (衡山);
- Северный - Хэншань (恒山);
А вот у буддистов их всего четыре (四大佛教名山 sìdà fójiào míngshān):
- гора Утайшань (五台山 wǔtáishān), пров. Шаньси;
- гора Путошань (普陀山 pǔtuóshān), пров. Чжэцзян;
- гора Цзюхуашань (九华山 jiǔhuáshān), пров. Аньхой;
- гора Эмэйшань (峨嵋山 éméishān), пров. Сычуань.
Это довольно нетипично, если вспомнить традиционную нелюбовь китайцев к четверке. Тем более, есть гора Фунюшань (伏牛山 Fúniúshān) в Хэнани, где в прежние времена действительно были боевые монахи - у-сэны. Как, кстати. и на горе Утайшань.
В любом случае, пересечение списков священных гор ушу с даосскими и буддийскими вполне очевидны, и буддисты тут лидируют! :)
Кроме того, есть ряд известных мест, где также практиковали ушу. Классический пример - это Цанчжоу (沧州 cāngzhōu) в провинции Хэбэй, одна из "вершин" знаменитого "Золотого треугольника ушу", объединявшего провинции Шаньси, Хэбей и Шаньдун, знаменитые на всю Поднебесную своими мастерами в конце империи Цин и начале Китайской республики. Это хорошо отражено, например, на знаменитых Всекитайских испытаниях по боевым искусствам в начале ХХ века, где победители были в основном как раз из этих регионов, хотя участников обычно было под четыре сотни со всех краев страны.
Как видите, люди легко находят себе священные места, когда им это нужно. Не всегда они действительно связаны с Миром боевых искусств, но кого это волнует?.. :) Да вы и сами способны легко для себя найти на обширных просторах Китая такие святыни! :-)
Тем более, что в наши дни они больше связаны с пропагандой боевых искусств и... отделами управления туризмом, а не с реальной Традицией Мира боевых искусств. Ибо как известно:
гун-фу - в людях, а не в пейзажах
Дм. Моисеев, СПб - 2022