Друзья, спешу поделиться ценнейшей газетной статьёй старшего художника Дулёвского фарфорового завода Валентина Александровича Городничева (1922–2014), написанной в 1982 году к 50-летию организации Художественной лаборатории в 1932 году.
Городничев В. (старший художник). Годы 1930-е. Художественной лаборатории – 50 лет // Газета «Новатор», орган парткома, завкома и управления Дулёвского фарфорового завода, 1982. – № 48 (1949), 2 декабря. – С. 1.
В год полувекового юбилея художественной лаборатории хочется вновь постоять и посмотреть витрины с фарфором старейших мастеров Дулёвского завода, составивших творческую основу художественной лаборатории в 1932 году.
В 30-е годы творческий коллектив лаборатории сначала насчитывал 4 человека. Потом сильно возрос и состоял из целой плеяды художников: Леонова П.В. (главный художник), Конькова И.Г., Мысягина В.П., Маслова Ф.Ф., Прохорова А.И., Кротова М.М., Январева С.С., Леонова П.А., Зорина И.П., Колганова И.П., Юрьевской В.Г., Хренова Н.А., и скульпторов Замятиной Н.А., Кожина П.М., Сотникова А.Г.
В лаборатории была большая группа учеников, прикреплённых к различным художникам. Когда говорят о творческом коллективе, обычно говорят об участии его на выставках. Художники участвовали в Парижской и Нью-Йоркской выставках, представлялись на Турецкой ярмарке. Выполняли работы к эпопеям полярников. Создавали рисунки к 20-летию Советской власти и РККА.
Мне хочется рассказать о ещё нерассказанном, о том, как работал завод по лабораторным и старым образцам, как становился молодой творческий коллектив художников, родившихся при Советской власти.
В художественной лаборатории завода того периода была создана живая творческая атмосфера и строгий систематический контроль.
Однажды на художественном совете завода, обращаясь к старейшим художникам, учителям, главный художник сказал про нас, учеников: «Нужно из этих веснушчатых лбов вытянуть всё, и отдать им тоже всё».
Можно было удивляться количеству рисунков, созданных Петром Васильевичем для массового производства. Они резко отличались от традиционного, старого в большинстве своём схоластического письма по фарфору. Это было «ситцевое начало».
Рисунок «Халат» работался на чайном сервизе С-1, доливных чайниках и пиалах, в также чайниках четверть ведра. Рисунки «Москвичка», «Три ягодки О-1» были тоже популярны. Утвердились рисунки «Набойка», «Иванушка О-6».
А сколько было сделано белого и цветного «Горошка»! Правда, не всегда всё было технологично, а частенько и трудоёмко, но всегда игра стоила свеч. Даже у Леонова П.В., влюблённого в цветной фон фарфора, были рисунки в массовом производстве по белому. В частности, была живописная работа, получившая в простонародье название «Лапти», чем автор не без основания гордился. Писался этот рисунок по фарфору серебром.
В те годы крытья было не так много, и аэрографисты были своего рода живописцами, выполняя удивительные микрокрасочные рисунки трафаретом на любом фасоне ассортимента, включая пловницы, как это делал Захаров Г.В.
Тридцатые годы характерны для живописного цеха очень большим производством печати, как однотонной, так и раскрашенной. Рисунки «Вишенки», «Птичка» художника Кротова М.М. шли большими тиражами на сервизах. Печатались однокрасочные арабески художника Январева С.С. и даже серебряные печати с разделкой красками (рисунки «Ромашки» и «Павлины» художника Конькова И.Г.).
Живописные работы того времени в немалом количестве несли старый эклектичный характер. Золотой рококообразный, мастичный медальон с «Саксонской» деколью в середине, в крытье или по белому, подчас со штампом, до предела сложный, так называемый «Саксонский убор» всё же делался и делался настойчиво.
И таких или подобных живописных разделок, где огромный труд мастеров фактически проглатывается безэстетичностью рисунка было немало. Только рисунки «Агашка» и «Мушель», подлинно золотое достояние прошлого, приносили радость. Их делали много и разнообразно: на чайниках «Репка» и «Доливной», начиная с 8-парного и ниже, а также на пиалах.
Существовала ещё одна живописная разделка, вошедшая в классику дулёвского массового фарфора, характерная своей ясностью и новизной Это мысягинский «Колосок». У художников завода того периода было немало рисунков для производства новых деколей, особенно у художника Конькова И.Г. Однако завод продолжал работать старые деколи по белому и в крытье.
Не прижились к производству и некоторые палехские деколи, Видимо, о необходимости создания новых деколей серьёзно вопрос ещё не поднимался.
В вопросе создания и освоения новых форм изделий и скульптуры массовым производством в те годы наши скульпторы и привлекавшиеся к этому делу специалисты на нашем заводе сделали не большие, но очень важные шаги.
В начале 30-х годов были созданы и шли в производстве 2 формы скульптора Штриккер Е. А. Это чайный сервиз С-1, форма которого не стареет и по сей день. Она прошла с росписью по всем Международным и Всесоюзным выставкам, собрала немало наград. Шла в массовом производстве, и я уверен, рано или поздно пойдёт снова.
Форма кофейного сервиза того же автора «Овальный» также была на выставках и шла в производстве. Была создана форма чайного сервиза «41-й» автором Белухиным Т.Г.
В производстве шли скульптуры «Казачок» Сотникова А.Г., «Белочка» Кожина П.А.,
и скульптура – образ известной в ту пору танцовщицы Тамары Ханум – скульптора Замятиной Н. А.,
а также «Джамбул» автора Сомова Н. 3. Тиражировалась также замятинская вазочка.
Бегущее время той поры, подобно золотоискателю, как бы просеяло, промыло коллектив учеников лаборатории, и к концу 30-х годов некоторые засверкали драгоценным металлом творческих способностей и высокого мастерства. Это Борисов Н., Крутов В, Храпунов П., Белов Б., Фарсова А. и другие. Мы, молодые тогда творческие силы завода, как губка, впитывали всё: филигранное мастерство учителей и выводы искусствоведов. Разноплановый в творчестве и мастерстве Борисов Н. и сугубо портретист Белов Б. Автор первых простых и дешёвых живописных работ Храпунов П. и неплохой рисовальщик Крутов В.
Первой большой удачей молодых художников были рисунки для массового производства и уникальные работы к ВСХВ 1939 г.: пловницы, вазы, кувшины, аппетитные чашки, кружки с рисунками символики и эмблематики выставки.
В затейливой орнаментации можно было увидеть хлопок, колосья, овощи, фрукты, животных и птиц. Они были свежи и новы по подачи мысли и цвета, как признавалось старейшими художниками, в частности Коньковым И.Г.
Молодые художники без отрыва от производства учились на курсах в Дулёвском художественном керамическом техникуме и слушали лекции в Москве. Лаборатория получила новые более сложные производственные задания. Художники, как ветераны, так и молодые, активно подключались к их выполнению.
Готовились к новым выставкам, строили творческие планы. Вдруг война. Весь молодой отряд творческих сил лаборатории ушёл на защиту Родины.
В. ГОРОДНИЧЕВ, старший художник Дулёвского фарфорового завода.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив