Младенец быстро растет и развивается. И это видно не только по изменению роста и массы тела. Развивается также нервная система малыша, его головной мозг. А вместе с ним появляются новые индикаторы (нормы) развития малыша.
Итак, мы уже рассмотрели нормы развития ребенка до 3-х месяцев (об этом читать – здесь). Также был предложен материал по развитию малышей до 3-х месяцев, в частности информация о периоде «донашивания» и последующего развития до 3-х месяцев.
А теперь рассмотрим особенности развития ребенка в 4 месяца. Казалось бы, прошел всего лишь месяц. Какие кардинальные отличия 3-х месячного малыша от 4-х месячного могут быть. Но оказалось они действительно есть.
Так, уже к 4-м месяцам в повседневную работу включаются различные двигательные системы головного мозга. Ведь малыш начинает больше двигаться. Так, лежа на животе, он поднимает высоко голову (почти на 90 градусов), а также опирается на предплечья.
В 4 месяца у ребенка начинается развитие ориентировочной деятельности. Так, малыш играет со своими руками, вытянутыми вперед, осматривает их. Для поощрения развития ориентировочной деятельности 4-х месячного ребенка можно приобрести мягкие браслеты-погремушки.
Ребенок все больше интересуется окружающем его пространством. Более того расширяется сфера окружающего пространства. Теперь уже ребенка могут заинтересовать первые игрушки. Отличный вариант для 4-х месячного ребенка – это неваляшка. Она побуждает ребенка двигаться к ней, пытаться дотронуться. Неваляшка также развивает зрительное и слуховое внимание ребенка.
Учеными также установлено, что малыш к 4-м месяцам уже может различать цвета. Так, если вы будете кормить ребенка только синей бутылочкой, то в скором времени, он будет отличать эту бутылочку от других по цвету. Однако в этом возрасте не стоит учить цвета, формы и размеры. Ведь сейчас ребенок не воспринимает отдельные свойства объектов, он воспринимает обобщенные образы предметов. Младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен.
Если в 3 месяца ребенок узнает голос матери, то сейчас, в 4 месяца, начинает узнавать её лицо. Да и в целом, малыши начинают отличать знакомых от незнакомых лиц. Так, видя незнакомца, ребенок может заплакать, а при виде знакомого лица, наоборот, улыбнуться.
Стоит насторожиться, если ребенок в 4 месяца улыбается всем без исключения (это может свидетельствовать о нарушении лицевого гнозиса), а также если ребенок плачет при виде абсолютно всех людей (знакомых и незнакомых). Это может быть последствием расстройства эмоциональной сферы.
Итак, в 4 месяца ребенок сильно продвигается в развитии. Своему развитию он обязан движениям, которые он совершает. И чем больше малыш двигается, тем больше он познает. Поэтому продолжайте, в первую очередь, развивать физическую составляющую младенца; стимулируйте его к совершению движений: поднятие головы, опора на предплечья, подтягивание ручек.
Основу умственного развития также составляет восприятие. Чем разнообразнее зрительные, слуховые и тактильные «раздражители», тем шире восприятие. Однако для развития малыша нужны не абстрактные предметы (например, карточки Домана), а реальные (например, игрушки).
Автор: Митрофанова Мария Игоревна, детский нейропсихолог, логопед-реабилитолог.