Сапёрного майора отправили на станцию Назия, что под Ленинградом. Блокаду уже сняли, сейчас пришла пора разобраться с последствиями боевых действий.
Приехав на станцию, сапёр, которого встретили железнодорожники, прошёл метров пятьсот и остановился.
Майор много уже чего видел за войну, но сейчас он просто молчал, не зная, что делать.
Немцев добивали в Берлине, а вот следы того, как с ними бились под Ленинградом, были налицо.
Сзади подошёл ещё кто то. И просто сказал несколько слов на простом русском языке. Сапёр обернулся, там стоял капитан с петлицами инженерных войск.
Оказывается, его прислали из Москвы, так как железнодорожники подняли сильную бучу из за станции Назия.
Здесь во время войны немцы бомбили эшелоны, шедшие в Ленинград.
Один из них вёз боеприпасы и сошёл с рельс. Содержимое вагонов высыпалось рядом с железной дорогой.
Тысячи снарядов лежали, разбросанные на расстояние метров десяти от рельс. Прямо горками лежали.
Железнодорожники потребовали от военных убрать их, так как снаряды могли взорваться и разворотить дорогу.
Сапёр с инженером были назначены решить эту проблему.
Два дня они бродили здесь, рисовали схемы, где что и как лежит, прикидывали, как убрать эти тысячи снарядов.
Осмотр показал, что трогать их нельзя. Многие были с повреждёнными головками, так что могли рвануть при малейшем сотрясении.
Выход был один. Взрывать снаряды на месте. Но как это сделать, ведь рядом двухпутная железная дорога.
Кроме того, тут же, в нескольких метрах две линии электропередач. ЛЭПы вели на Ленинград с Волховской и Свирской ГЭС.
Над снарядами также проходили линии связи. Они вели на Мурманск, Архангельск и в центральную часть России.
Составили сапёр с инженером план подрыва. Согласовывали его аж в трёх ведомствах. Это МПС, связисты и электрики. Кроме того, свое мнение высказали и в ленинградском исполкоме.
Взрывать решили так, как раньше никто не делал.
А выбора не было, так как война преподнесла такие сюрпризы, с которыми сталкиваться пришлось впервые, и не раз.
Никто не подскажет, да и опыта такого ни у кого не было.
Назначили день и час подрыва. Заранее остановили движение поездов, эвакуировали жителей станции Назия.
Решили делать направленный взрыв.
На снаряды уложили взрывчатку, а рядом установили кумулятивные заряды. Замысел заключался в том, чтобы кумулятивные заряды рванули бы на доли секунды позже, чем взрывчатка.
Тогда бы взрывная волна от их отвела в сторону ударные волны от рвущихся снарядов.
Десять раз проверили все расчёты, обошли не по разу весь снарядный склад рядом с железной дорогой.
И вот, время подрыва.
Раз, два, три. И грянул взрыв.
Грохот, пламя, дым. Когда всё рассеялось, железнодорожники пошли оценивать ущерб, за ними отправились связисты.
Огромная яма, ещё курится дымком.
Вернулись путейцы в полном восторге, ни одна шпала не повреждена, все рельсы целые.
Тоже самое говорят энергетики и связисты.
Все расчёты оказались верными, никакое имущество не пострадало.
Через час после подрыва снова пошли поезда. Врубили подачу электричества и энергетики.
Сапёр с инженером пожали друг другу руки и вернулись в свои части. Ещё один опасный объект времён войны был успешно ликвидирован. А снаряды в Ленинградской области, авиабомбы и прочие взрывчатые предметы находят до сих пор.