Мы продолжаем наше знакомство с замечательной усадьбой Люблино. Первую часть о том, почему у местности такое романтичное название и в чем загадка необычной формы главного дома, читайте по ссылке.
Сегодня же мы поговорим о том,
- чем был известен хозяин усадьбы Николай Дурасов
- как в небольшом имении зародился лучший в Москве театр
- что случилось с Люблино после Дурасова
А также посмотрим интерьеры дворца :)
Мы уже видели главный дом усадьбы снаружи и оценили его необычную форму в виде креста. Теперь же зайдем внутрь.
Перед нами предстает Круглый зал. Его стены отделаны под мрамор и выполнены в специальной, очень популярной в те годы технике, которая позволяла визуально расширить небольшие пространства. Так, например, колонны в зале ненастоящие. Это просто роспись, но какая изящная и натуралистичная! На потолке типичный для эпохи классицизма сюжет: сцены из жизни древнегреческих богов.
Во времена Дурасова в этом зале накрывали на стол. Николай Алексеевич вообще был знаменит своим радушием и хлебосольством - угощал хорошо и много, не жалел ничего из своих запасов. Завсегдатаями вечеров у Дурасова была практически вся московская элита. Однажды сюда приезжала даже вдовствующая императрица Мария Федоровна, жена Павла I. И осталась этим вечером, кстати, очень довольна.
После обеда или ужина публика перетекала в Мраморный зал, где начинались танцы. Здесь, кстати, очень пригодилась необычная конструкция дома - справа и слева были двери, через которые можно было, не отвлекаясь от вечера, выйти на улицу и подышать после душного зала.
Мраморный зал хранил и другие секреты. Так, гости весьма удивлялись, когда вдруг, из ниоткуда начинала звучать музыка. Это поражало, изумляло и развлекало публику, что было особенно приятно хозяину. Разгадка же была проста: в специальной нише за ширмой прятались играющие музыканты, а приходившие гости гадали: «Откуда же исходят эти прелестные звуки?».
Ну а мы выглянем на время из главного дома и направимся к соседнему зданию крепостного театра.
Несмотря на то, что искусство театра в России зародилось недавно, оно буквально захватило дворян. Все соревновались, у кого какая постановка идет лучше, но побеждал всегда Николай Дурасов.
Вообще, крепостной театр это уникальное и очень важное явление. Своего рода социальный лифт. Ребенок с явными задатками актера и талантом, которому не повезло родиться крестьянином, мог за всю жизнь так и не проявить себя и копать землю, как все его предки и потомки. Но здесь таким детям давали шанс - они могли попасть в театральную школу, построенную тут же, буквально в двух минутах от дворца. Их учили, кормили, одевали. А дети взамен играли в театре и, если играли хорошо, то приносили славу не только себе, но и своему хозяину.
И если вечера с танцами и обедами привлекали обычных дворян, то вот в дурасовский театр приезжали настоящие ценители искусства. Все они восхищались игрой актеров, многие из которых позже работали в императорских театрах.
При жизни Дурасова Люблино процветало, но что же стало потом?..
После смерти Дурасова, не оставившего наследников, его усадьба перешла к сестре, а та ее продала. Долгое время земля пустовала, пока туда не пришли ... дачи.
Дачная лихорадка - еще одно выразительное московское и общероссийское явление. С начала 1860-ых годов среди дворянства становится модным нанимать на лето дачу. С одной стороны, покупать и содержать собственное имение было дорого, с другой - на природу тоже хотелось. Под дачную застройку попали многие подмосковные села и деревни, чьи владельцы не могли их больше содержать. Прямо как у Чехова в "Вишневом саде".
В одну из таких дач в 1866-ом году заселился Федор Михайлович Достоевский. Жил он во втором этаже бывшего дома для актеров, со слугой, который, однако, спать с ним в одном доме боялся: говорил, что барин ночами ходит и разговаривает так страшно, словно убивать кого собирается.
Но, не бойтесь, здесь ничего криминального: так Достоевский продумывал сюжет «Преступления и наказания», некоторые главы которого были написаны здесь. В Люблино он приехал к родственникам в попытке сбежать из душной летней столицы, в которой, как сам писал в романе, «жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Сам-то, кстати, дачу себе нанял, а вот Родиону Раскольникову пришлось мучиться в душном Петербурге.
На этом, пожалуй, можно и закончить наш рассказ о Люблино. Если приедете сюда, пользуйтесь советами из этой и предыдущей статей, пройдитесь по свежему парку, спуститесь к специально вырытому при Дурасове пруду с рыбами, посетите оранжерею или вернитесь в Главный дом, чтобы получше рассмотреть паркеты и потолки. Ну а я с вами прощаюсь, чтобы подготовить новые истории о местах литературных...