Найти в Дзене
Илья Duke

Самые восточные славяне

Народ Вятичей - является самым восточным из славянских и имеет свою отдельную историю. Переселяясь с запада на восток они заняли территорию водораздела рек Оки и Десны и расселились в верховьях Десны и её притоков, а также в бассейнах притоков Оки, Жиздры и Угры. Согласно легенде изложенной в Повести временных лет ближайшими родственниками Вятичей являются Радимичи. Что подтверждает сходство их височных колец - своеобразного маркера среди славян.

Височные кольца славян. Обратите внимание на сходства колец Вятичей и Радимичей.
Височные кольца славян. Обратите внимание на сходства колец Вятичей и Радимичей.

Пришли Вятичи вместе с ними с территории Польши и также как и Кривичи, о которых я писал предыдущую статью являются отдельной славянской ветвью, не состоящей в близком родстве с приднепровскими славянами:

"Поляномъ живущимъ о себѣ, якоже ркохомъ, сущии от рода словѣньска и наркошася поляне, а деревляне от словенъ же и нарекошася древляне; радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо два брата в лясѣхъ: Радимъ, а другый Вятко, и, пришедша, сѣдоста: Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи, а Вятко сѣде своимъ родомъ по Оцѣ, от него прозвашася вятичи"

Ученые считают, что название народа происходит либо от единого древнего индоевропейского слова ven-t - "мокрый, влажный", либо от праславянского *vęt- "большой".

Первоначально на территории занятой Вятичами существовало довольно развитое протогосударство, о котором я писал отдельную статью. Однако как раз в VII веке, к началу проникновения первых славянских поселенцев в этот регион та культура погибает. Предположительно ее единство нарушило вторжение Хазарского каганата, также исчезло большое количество поселений той культуры вдоль Оки, явно в результате нападений на них. На освободившееся место и начали расселяться Вятичи. К началу летописных событий в Повести временных лет от прежней культуры остались лишь упоминаемые там народы Мурома и Мещера, а Вятичи уже живут на Оке и верхнее течение ее целиком занято ими. При этом, переселяясь, Вятичи ассимилировали остатки представителей балтской Мощинской культуры, в археологии Вятичей есть признаки ее влияния.

-3

Помимо Повести временных лет, Вятичи упоминаются (как В-н-н-тит) и в более раннем источнике - письме хазарского царя Иосифа сановнику Кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту (примерно 960-е годы). Также персидский автор Гардизи писал о них так:

"И на крайних пределах славянских есть мадина, называемая Вантит (Ваит, Вабнит)".

Арабское слово "мадина" могло означать и город, и территорию, ему подвластную, и всю округу. В "Худуд аль-алам" говорится, что некоторые из жителей первого города на востоке (страны славян) похожи на русов. Повествование идет о тех временах, когда здесь ещё не было русов (под русами видимо имеются в виду скандинавы и государство князей-рюриковичей), и земля эта управлялась своими князьями, которые именовали себя "свиет-малик".

Тема Вантит нашла место и в текстах скандинавского летописца и собирателя саг Снорри Стурлусона.

Хотя из земли Вятичей существовал водный путь по Оке в Волгу, а также мог существовать и сложный путь из бассейна Оки в Дон, о крупных городах Вятичей почти ничего не известно. Подсечно-огневая система земледелия, предполагавшая регулярные переходы с места на место, видимо мешала основанию капитальных населенных пунктов. Предположительно известен только один их город - Корьдно. Это древнее поселение, возможно существовавшее в VII—XIII веках в верхнем Окско-Донском бассейне. В истории это поселение (или даже город) упомянуто только один раз в "Поучении" Владимира Мономаха за 1099 год:

"А въ вятичи ходихомъ по двѣ зимѣ на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходихъ 1-ю зиму; ..."

При этом локализация этого поселения до сих пор вызывает споры. Некоторые ученые даже считают, что речь идет вовсе не о поселении, а словоформу "ко Корьдну" следует читать как "ко корь дну", то есть "в верховья Дона".

-4

Находясь по сути рядом с границей Хазарского каганата вятичи попадают в данническую зависимость от него. Согласно Повести временных лет в IX — середине X века вятичи выплачивали дань Хазарии по шелягу (предположительно, серебряной монете) с сохи. При этом в состав Древнерусского государства времен Вещего Олега они тоже не входили. А вот при князе Святославе все меняется. Вятичи становятся его данниками союзниками в борьбе против Хазарского каганата. Именно на Оке - в землях Вятичей Святослав подготовил флот, а потом спустившись по Оке и попав в Волгу ударил в самое сердце Хазарии - город Итиль.

Вятичи платят дань князю Святославу. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Вятичи платят дань князю Святославу. Миниатюра из Радзивилловской летописи

После разгрома Хазарского каганата Вятичи по всей видимости остаются независимым народом. Покорил их и наложил дань князь Владимир в 981 году.

Земли вятичей вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 году.

-6

Археологическая культура Вятичей - Борщевская. Примечательно, что археологически наследие вятичей в культуре русского населения прослеживается аж до XVII века.

Вятичи из славянских народов были последними, кто устойчиво сохранял родную веру. В XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский (предположительно 27 августа 1115 года). При этом в летописях о сопротивлении части Вятичей крещению есть упоминания аж в XV веке:

"в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Мценяне ужаснулись, стали воевать, но вскоре поражены были слепотой. Посланные начали склонять их к принятию крещения; убеждённые тем некоторые из мценян: Ходан, Юшинка и Закей крестились и, прозрев, обрели Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег; тогда, поражённые чудом, все жители города спешили принять святое крещение."

Археология частично подтверждает этот факт. Захоронения по своим обычаям Вятичи продолжают проводить до XIII века. Причем в Повести временных лет также есть отрывок об этом, описывающий похоронный обряд:

"… аще кто умряше, творяху тризну над ним, и по семь творяху кладу велику, и възложахуть и на кладу, мертвеца сожьжаху, и посемь собравше кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне"

Из текста прямо следует, что в момент написания Вятичи все еще продолжают следовать данному обряду. Эта часть летописи написана предположительно в XII веке.

Таким образом, Вятичи - это довольно обособленная группа славян, дольше всех сохранявшая свою уникальную самоидентичность и верования.